Новости

Российско-швейцарская выставка «Макс Фриш. Теrra Incognita» открылась в доме-музее А. И. Герцена

13 октября 2021

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

8 октября в отделе ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей А. И. Герцена» состоялось торжественное открытие выставки, посвященной жизни и творчеству швейцарского писателя Макса Фриша. Название проекта — «Terra Incognita» — отсылает нас к известной цитате Фриша из романа «Штиллер»: «В наше время нет больше terra incognita, кроме России». Среди партнёров выставки Архив Макса Фриша в Цюрихе, Российский государственный гуманитарный университет и Международный российско-швейцарский центр РГГУ.

Директор ГМИРЛИ им. В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак назвал Фриша одним из крупнейших авторов двадцатого столетия, заметным среди круга интеллектуалов того времени. Присутствующий на вернисаже заместитель Посла Швейцарии в России Тобиас Привителли провёл параллель между нынешней выставкой Макса Фриша и недавней выставкой, также прошедшей в содружестве с Посольством Швейцарии и посвященной писателю и драматургу Фридриху Дюрренматту. На высказывание Привителли о сильном влиянии личного и психологического в творчестве Фриша Дмитрий Бак ответил, что не знает «большей тонкости и пристальности в изображении того, как человек общается со своими близкими, нежели в романе Фриша «Штиллер». Действительно, творчество Макса Фриша удачно вписывается в писательское кредо, сформулированное некогда Александром Ивановичем Герценом: «Жизнь сочинителя является драгоценным комментарием к его сочинениям». Выставка как раз демонстрирует взаимное преломление жизненного и творческого опыта Фриша в таких разных сферах, как писательство и архитектура.

Куратор выставки Наталия Бакши — заместитель заведующего кафедрой германской филологии ИФИ РГГУ — прокомментировала композицию выставки, выделив два повествовательных пласта. Лейтмотивами выставки являются такие аспекты интересов писателя, как архитектура, театр и Россия. Все темы, по словам Наталии Бакши, сходятся в одном образе утопии, воплощавшемся у Фриша и в архитектурных проектах, и в видении коммунистической России. При этом экспозиционное пространство визуально поделено на три зоны: текстовую, фотографическую и опросную. Последняя отсылает к «Опроснику» Фриша — тематическому сборнику вопросов, которые писатель задавал сам себе на протяжении всей жизни. Посольство Швейцарии презентовало новый перевод опросника, выполненный Александром Филипповым-Чеховым для издательства «libra».

Выставка продолжает череду мероприятий, закрепляющих многолетнее сотрудничество Посольства Швейцарии и ГМИРЛИ им. В. И. Даля. Ещё в 1990-е в Доме-музее А. И. Герцена проходили так называемые швейцарские вечера, служившие пространством действия для межкультурного обмена. Умение с помощью экспозиционных приёмов говорить о писателе, ментально и культурно далёком от российского читателя, позволяет воспроизвести визуальный и языковой опыт отдельного зрителя. Вера Ивановна Заботкина — проректор РГГУ по международному сотрудничеству — отметила, что «сегодняшний день является актом научной дипломатии», а соприкосновение пространств Фриша, Герцена и швейцарско-российских культурных интенций формирует современную идентичность.

«Terra Incognita» — очередной проект ГМИРЛИ им. В. И. Даля, демонстрирующий как институциональную готовность музея к участию в международных исследованиях и выставочных проектах, так и умение сотрудников музея и его отделов работать с временным и жанровым разнообразием.

Текст: Софья Калинычева

Фото: Иван Бевз