Новости

К 120-летию Евгения Спасского в ГМИРЛИ представили альбом художника

30 мая 2021 года к 120-летию со дня рождения художника Евгения Спасского в ГМИРЛИ имени В. И. Даля в отделе «Доходный дом Любощинских — Вернадских» прошла презентация альбома «Евгений Спасский» (М.: Новалис, 2021).

Ведущая вечера, заведующая отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей истории литературы XX века», где произошло представление альбома, Лариса Константиновна Алексеева рассказала о задумке и структуре отдела. Музей истории литературы XX века уже представил экспозиции, посвященные Осипу Мандельштаму, совсем скоро соседями поэта станут Михаил Булгаков и Андрей Платонов. Лариса Алексеева пояснила, что новый альбом Евгения Спасского содержит полный список выставок художника и перечень музейных собраний, где хранятся работы Спасского, — в него входит и Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля, предоставивший для издания материалы своей коллекции.

Подробнее об издании говорила сотрудник Государственной Третьяковской галереи, один из основателей Фонда наследия Евгения Спасского Евгения Петровна Головина. «У нас собрался очень хороший коллектив искусствоведов, культурологов, историков искусства, которые написали о живописи Евгения Спасского. Хочу сказать, что фигура Евгения Спасского во многом пока не исследована и только открывается нынешнему зрителю и исследователю», — сказала она. Е. П. Головина рассказала о художественном становлении Спасского, о его пути от кубизма, футуризма и авангарда к портретам и пейзажам в классической манере, где можно проследить античные и религиозные мотивы. Во время Великой Отечественной войны Спасский, по словам исследовательницы, пишет образ Христа и начинает расписывать храмы. А в 1950–1960-е годы у Спасского возникает целая серия евангельских и библейских композиций.

На встрече выступила Анна Константиновна Флорковская, кандидат искусствоведения, доцент и заведующая кафедрой теории и истории искусства МГАХИ им. В. И. Сурикова. Она говорила о мистическо-религиозной тематике творчества Спасского, его общении с Борисом Пастернаком и многими другими поэтами и прозаиками XX века. Анна Флорковская уверена, что Спасский — уникальный для истории русского советского искусства тип личности, тип, близкий Леонардо да Винчи, тип художника-мудреца, мыслителя, ученого и он не замыкается только в области живописи, для Спасского искусство — это язык, на котором он говорит на глобальные общечеловеческие темы. Искусство Спасского — противоположность характерному для русского искусства типу художника- пророка (Иванов, Врубель). «Желаю всем зрителям открыть для себя Евгения Спасского и через живопись, и через науку, и через литературу, соприкоснуться с этой удивительной личностью», — сказала она.

Лариса Константиновна Алексеева рассказал о ранних годах художника, связанных с Колчаком, Маяковским и многим деятелями политики и культуры периода Гражданской войны и более позднего времени. В своем выступлении она затронула тему формирования художественной коллекции Спасского в фондах ГМИРЛИ имени В. И. Даля. Прокомментировала Лариса Алексеева и портрет поэта Велимира Хлебникова, изображенного в характерной позе ранним утром на кровати за работой в момент творческого акта. Лариса Константиновна напомнила стихи Хлебникова, обращенные к Евгению Спасскому, — эти строки есть на задней обложке вышедшего альбома-каталога.

На презентации выступили и другие исследователи творчества Спасского, речь шла об увлечениях Спасского антропософией, религией, поэзией. Выступавшие отмечали, что Спасский встречался со многими выдающимся деятелями своего времени: Валерием Брюсовым, Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком, Алексеем Толстым, Василием Яном, Софьей Толстой-Есениной, Андреем Белым и многими другими.

Текст: Константин Чупринин