Новости

В разговоре о Чехове и современной литературе принял участие Ш. Идиатуллин

12 ноября 2020 на выставке «Чеховская Москва» в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Доходный дом Любощинских — Вернадских» на Зубовском бульваре прошла финальная оффлайн-встреча этого года. В вечере из цикла «Ноmo scribens» принял участие журналист и писатель, лауреат премии «Большая книга» Шамиль Идиатуллин.

Цикл «Homo scribens» («Человек пишущий») был придуман в недрах Чеховской комиссии РАН, встречи цикла традиционно проводились в отделе ГМИРЛИ «Дом-музей А. П. Чехова». Проект предполагает встречи с прозаиками и драматургами, посвященные творчеству Чехова и современной литературе. Как создаются рассказы, повести и драмы, становятся ли жизненные впечатления литературным материалом, — на эти и другие вопросы отвечают гости встреч.

Несмотря на то, что в детские и юношеские годы Шамиль Идиатуллин был знаком только с «программным» Чеховым, биография писателя, его письма и личные вещи стали предметом особого вдумчивого осмысления Идиатуллиным в связи с подготовкой проекта ГМИРЛИ и Института русского языка имени А. С. Пушкина «Литературный экспресс», когда к созданию текстов путеводителя по фондовым коллекциям музей привлек современных писателей.

Между тем в биографии Чехова и Идиатуллина оказалось немало сходного: и журналистская работа, а следовательно, иной подход к написанию текстов, и особая творческая роль путешествий и сновидений. Но в центре внимания ведущего вечера — заместителя директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнеста Орлова оказались вопросы психологии творчества. Чехов крайне редко делился, как он работает над своими произведениями: лишь по нескольким письмам и воспоминаниям современников можно отчасти судить о его изменяющейся со временем манере письма. Впрочем, самый ранний и интимный автокомментарий писателя о ежедневной литературной работе — рассказ «Марья Ивановна» (1884) — удалось сопоставить с эссе Шамиля Идиатуллина «Иду на грезу», опубликованном в сборнике «Как мы пишем» (2018).

Собеседники говорили о литературе как способе не только поставить актуальные вопросы, но и найти на них ответы, о границе между вымыслом и реальностью, о литературных курсах и мастерстве, а также о проблемах музеефикации современной литературы.

Фото: Иван Бевз, Анастасия Доценко

Текст: Галина Колганова