+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Выставка «Борис Пастернак. Топография судьбы» продолжает работу в онлайн-формате

Выставка «Борис Пастернак. Топография судьбы» продолжает работу в онлайн-формате

23 августа 2020 г.

Отдел: Дом-музей Б.Л. Пастернака

19 августа 2020 открылась четвертая часть экспозиционного цикла, приуроченного к 130-летию со дня рождения Пастернака, — «Борис Пастернак. Топография судьбы. ГРУЗИЯ. 1931. 1959». Юбилейный литературно-художественный проект посвящен местам, которые были значимы для Пастернака и в которые не раз и не случайно приводили его обстоятельства жизни.

Выставка работает в виртуальном пространстве — на страницах Дома-музея Б. Л. Пастернака в социальных сетях Facebook и Вконтакте. Следите за публикациями по тегам: #ГодПастернака, #Переделкино, #ПастернакТопографияСудьбы, #гмирлионлайн.

Здесь будет все, — пережитóe
И то, чем я еще живу,
Мои шатанья и устои,
И виденное наяву…

Крестовый перевал, или Последняя глава Охранной грамоты — так можно назвать четвертую, по-прежнему виртуальную, выставку юбилейного проекта «Борис Пастернак. Топография судьбы. ГРУЗИЯ. 1931.1959». И, наверное, между этими датами можно поставить не точку, а тире — ведь Грузия навсегда вошла в судьбу Пастернака.

Но мог ли он знать тогда, осенью 1931 года, читая Тициану Табидзе, Паоло Яшвили и молодым грузинским поэтам только что написанную поэму «Волны», там, в Кобулетах, что именно с Грузией в течение следующих почти тридцати лет — прямо или косвенно — будет связано и «все пережитое», и то, что еще предстоит пережить?..

В контексте разговора о «топографии судьбы» можно сказать, что встреча с Грузией оказывается своего рода знаком средоточия пути, подобным тому, что на Крестовом перевале обозначает самую высокую точку Военно-Грузинской дороги; а переезд через Большой Кавказский хребет в этом смысле сродни символическому пересечению границы между первой и второй половиной жизни. Между «последним годом поэта» «Охранной грамоты» и «Вторым рождением».

Однако в творческом отношении граница эта условна. Пастернак остро почувствует и будто заново увидит Грузию сквозь призму Урала, на который он приедет летом 1932-го года. И, отправляя взволнованное письмо к Паоло Яшвили, словно перебросит мост с севера на юг, соединяя «полюса» и значимые для себя пространства. Но главное — соединяя внутренне значимые времена своей жизни. Как сделал это и Пруст, роман которого в «Поисках утраченного времени» Пастернак не раз начинает читать и — «захлопывает»: «так близко!».

Но вот — из письма к Яшвили о Тифлисе: «этот город… будет для меня тем же, чем были Шопен, Скрябин, Марбург, Венеция и Рильке, — одной из глав Охранной грамоты, длящейся для меня всю жизнь…». Эту «главу о Кавказе и двух грузинских поэтах» он напишет через двадцать четыре года, завершив ей автобиографический очерк «Люди и положения». Тициана Табидзе и Паоло Яшвили уже не будет в живых — 1937-й станет годом их гибели. А «Охранная грамота» почти двадцать лет как будет изъята из библиотек.

Такова, вероятно, была «сила сцепленья», что «Охранная грамота» окажется в руках Пастернака именно в Грузии, в его последний приезд незадолго до смерти, в 1959-м году. Это будет единственная пастернаковская книга, которая уцелела в разоренном нквдшниками доме после ареста Николо Мицишвили — одного из тех поэтов, кого Пастернак вспоминал в письме с Урала. В тот февральский вечер 1959-го года Пастернак придет в гости к его вдове и уже перед самым уходом сын Николо, словно спохватившись, бросится в комнату, и перед Пастернаком окажется та самая, изданная в 1931 году «Охранная грамота», одной из глав которой должна была когда-то стать глава о Тифлисе.

В этот приезд в Грузию будет дочитан последний том романа Пруста — «Обретенное время».

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!