Новости

Лекция «Образ Чехова как конструктор» состоялась в Доме Любощинских – Вернадских

«Мифы о Чехове — это наше представление о нем и об окружающем нас мире»

В рамках выставки «Чеховская Москва» открывшейся в отделе ГМИРЛИ «Доходный дом Любошинских — Вернадских», 22 июля прошла лекция «Ялта, пенсне и небо в алмазах: образ Чехова как конструктор». Лекцию прочел Александр Бондарев, к. ф. н., куратор специальных проектов Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева.

Представил лектора заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнест Орлов. «Александр Геннадьевич живет и работает в Иркутске, и мы буквально перехватили его по пути в отпуск. Чеховым Александр Геннадьевич занимается со студенческой скамьи, защитил диссертацию, посвященную классику. Больше всего его занимает вопрос присутствия Чехова в современной культуре и то, как классика воспринимает сегодняшний читатель», — рассказал Эрнест Орлов.

Александр Бондарев сразу заявил, что «мы часто воспринимаем свои проблемы и видение мира через Чехова, поэтому и создаются чеховские мифы». Особенное внимание лектор уделил мифам, связанным с биографией Чехова, и тому факту, что люди часто приписывают героям чеховских пьес биографические черты самого писателя. Скажем, объявляют Чехова грозой пошлости и мещанства или пытаются разобраться в его любовных связях, но при этом абсолютно не вчитываются в официальную биографию писателя.

«Мне было очень интересно разобраться, что от Чехова остается в так называемой народной или сетевой поэзии, и для этого я просматривал тысячи стихотворений на различных интернет-порталах», — рассказывает лектор. Бондарев говорит, что часто в совершенно бездарном поэтическом тексте можно найти «уникальные чеховские жемчужины, чрезвычайно важные для меня, как для исследователя».

Конечно, не осталась без внимания Александра Бондарева и профессиональная поэзия. В 1993 году Иосиф Бродский написал «Посвящение Чехову», где упоминаются все персонажи комедии Чехова «Чайка», но опытный читатель заметит в поэзии Бродского не только иронию, но и «чеховский лиризм». Весь текст Бродского строится на нагнетании, свойственном всем чеховским пьесам, но доведенном до абсурда.

Поэзия современного поэта Тимура Кибирова — это другой пример постмодернистского разговора о Чехове. В стихотворениях Кибирова «История села Перхурово» и «Усадьба» чеховский текст, по словам исследователя, является переломным этапом не только в истории России, но и в поэтическом языке этого произведения. У Кибирова, считает лектор, мифологемы прошлого сменяются мифологемами нового времени. Поэт выставляет напоказ не только разность и привлекательность культурных мифов, но и разность их языкового «обаяния».

В конце лекции слушатели забросали Александра Бондарева вопросами, касающимися всех областей, связанных с мифом о Чехове.

Константин Чупринин