Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Онлайн-конференция к пятилетию ИКЦ «Музей А.И. Солженицына»

Онлайн-конференция к пятилетию ИКЦ «Музей А.И. Солженицына»

31 мая 2020 года прошла онлайн-конференция в честь пятилетия самого южного отдела Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля — Информационно-культурного центра «Музей А. И. Солженицына» в Кисловодске.

В конференции под названием «Пять лет: реализованные проекты и перспективные планы» приняли участие Д. П. Бак, В. А. Москвин, Л. К. Алексеева, О. В. Данильченко, В. С. Яновский и Г. А. Тюрина.
Конференцию открыл директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак, который заявил, что пятилетие музея Александра Солженицына — главное событие года для всех сотрудников ГМИРЛИ, празднование которого обязательно продолжится в Кисловодске после нормализации эпидемиологической ситуации. Д. П. Бак подчеркнул, что информационно-культурный центр в Кисловодске является первым государственным музеем Солженицына в России и мире. Целью конференции, по словам Дмитрия Петровича, является освещение истории появления замысла о его создании, трудностей, с которыми столкнулись участники реализации этой задумки.

Дмитрий Петрович передал слово Виктору Александровичу Москвину, директору Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, отметив, что Виктор Александрович с самого начала включился в работу по подготовке открытия кисловодского отдела ГМИРЛИ, а также помог сформулировать многие важные концептуальные решения будущей экспозиции. В. А. Москвин говорил, что музей А. И. Солженицына сейчас — «это небольшой многофункциональный центр, расположенный на стыке русской культуры и культур народов Кавказа», он вполне мог бы стать культурно-просветительским центром и центром научной работы. В. А. Москвин привел несколько возможных путей развития отдела, например, в его стенах могли бы проходить временные выставки музеев Москвы и Санкт-Петербурга, всемирно известные специалисты могли бы читать лекции в вузах Северного Кавказа, а также проводить исследования о взаимодействии и взаимовлиянии русской культуры и народов Кавказа.

Дмитрий Петрович добавил, что 31 мая 2015 года, в день открытия музея, Владимир Александрович уже высказывал идею о музее А. И. Солженицына как форпосте русской культуры на юге России, погруженный в местный контекст, и с тех пор было сделано немало — межведомственная программа развития информационно-культурного центра разработана и постепенно реализовывается.

Далее фокус внимания участников конференции был переведен на период начала создания музея Солженицына, о котором рассказывала Лариса Константиновна Алексеева, заведующая отделом ГМИРЛИ «Музей истории литературы XX века», непосредственно участвовавшая в формировании концепции ИКЦ «Музей А. И. Солженицына» в Кисловодске и ее реализации. Лариса Константиновна говорила, что музей А. И. Солженицына — «проект, основанный на самом широком взаимодействии», так как в процессе его создания довелось сотрудничать и с другими музеями Кисловодска, и с библиотеками, и с издательствами, и с коллекционерами. Л. К. Алексеева вспоминала, что работа началась со знакомства с Наталией Дмитриевной Солженицыной и ее рассказа о детстве Александра Солженицына, которое он провел в Кисловодске. Именно этот рассказ и лег в основу экспозиции. А ее литературными источниками стали поэмы Солженицына «Дороженька» и «Красное колесо», где хранились сведения об истории семьи писателя и его детских годах. В связи с небольшим пространством дома в экспозиции было решено подчеркнуть его мемориальность, а также рассказать о периоде жизни Солженицына до публикации первого произведения.

Воплотить эту концепцию, по словам Ольги Владимировны Данильченко, разработавшей дизайн экспозиции музея, было непросто, требовались нестандартные решения. Изначальные идеи знаменитого художника Юрия Васильевича Решетникова, не успевшего воплотить их в жизнь, служили основой для Ольги Владимировны и ее коллег, расширить пространство позволили поворотные витрины и мультимедийные материалы. Также О. В. Данильченко рассказала о процессе монтажа экспозиции, в котором непосредственно участвовали все сотрудники Кисловодского отдела ГМИРЛИ. В итоге «получилась глубокая и современная экспозиция», — заключила дизайнер.

Вячеслав Сергеевич Яновский, научный сотрудник ИКЦ «Музей А. И. Солженицына», выступил с представлением современной жизни центра. Вячеслав Сергеевич рассказал, что в музее проводится не только демонстрация экспозиции, но и широкая работа с детьми, для которых открыты несколько кружков; для взрослой аудитории читаются краеведческие и литературоведческие лекции, проводятся экскурсии по Кисловодску, выставки совместно с другими музеями. ИКЦ активно сотрудничает с местными и столичными музеями и библиотеками. Вячеслав Сергеевич добавил, что в этом году проходит празднование 100-летия с рождения А. И. Солженицына, центральным событием которого стал фестиваль «Солженицынское пространство: мультимедийное измерение» — в его рамках прошло множество мероприятий, в том числе мастер-классы для разной аудитории, а также гастроли Театра имени Евгения Вахтангова.

«Музей растет и развивается», — подытожил Д. П. Бак, после чего предложил Галине Андреевне Тюриной, заведующей отделом по изучению наследия А. И. Солженицына Дома русского зарубежья, также сотруднику сектора творческого наследия Солженицына ГМИРЛИ, рассказать о готовящихся мероприятиях. Галина Андреевна в своем выступлении представила масштабные экспедиции специалистов в архивы различных городов, например, Московского государственного университета, по материалам которых готовится выставка о жизни и творчестве Солженицына в филармонии Кисловодска.

Все участники конференции вспоминали о времени создания музея Солженицына, поздравляли коллектив музея с юбилеем, говорили слова благодарности участникам проекта, которые не смогли принять участие в разговоре, подчеркивали неоценимый вклад Наталии Дмитриевны Солженицыной в создание центра и его экспозиции.

Марина Татарникова

Возврат к списку