Новости

Лекция о Поликсене Соловьевой прошла в Музее Серебрянного века

12 августа 2019

Отдел: Музей Серебряного века

24 июля в Музее Серебряного века прошла лекция в рамках выставки «Из истории женского движения в России». О судьбе Поликсены Соловьевой, поэтессы и художницы начала XX века, рассказал заведующий отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей Серебряного века» Михаил Шапошников.

«…Поликсена (…) была очень странной и очаровательной девочкой. В ней не было почти ничего женского; и наружностью, и характером она походила на мальчика», — отзывается о поэтессе ее любимый племянник Сергей Михайлович Соловьев. Своей необычной мужеподобной внешности, как вспоминает Сергей Михайлович, тетя не только не стыдилась, но всячески подчеркивала: «носила жилеты и пиджаки и даже иногда шаровары».

Младшая дочь и двенадцатый ребенок историка Сергея Соловьева, Сена, как называли ее в семье, была «богато одарена талантом к музыке, живописи, поэзии». Сочинять Поликсена стала «с тех пор, как помнила себя». Абсолютным кумиром, путеводной звездной для нее стал Афанасий Афанасьевич Фет, стихи которого, по словам лектора, «определили направление и стиль ее поэзии». В 1882 году Владимир Соловьев, знакомый с Фетом лично, показал ему стихи пятнадцатилетней младшей сестры. О стихах девочки кумир отозвался как об «очень бодрых» (по предположению Михаила Борисовича, творческий псевдоним «Allegro» был позже взят Соловьевой в память об этой важной для нее рецензии). «Все первые стихи мои воспевали природу и роковые сердечные страдания», — пишет Поликсена в автобиографии 1911 года, которая хранится в рукописном отделе ГМИРЛИ. Однако, по словам лектора, «предмета роковых страстей мы найти не сможем»: мужчины никогда не вдохновляли и не интересовали Поликсену.

Интерес к вопросу пола был характерен для интеллектуальной жизни на пороге XX века. В частности, об этом много писала Зинаида Гиппиус, дружба с которой сильно повлияла на Поликсену Соловьеву. «Исповедь от мужского лица, попытка Гиппиус изменить отношение к жизни — все это было близко Соловьевой. Что-то в их рождении и в физиологии говорило им о том, что человек будущего будет иным. Надо идти к тому, что пол должен исчезнуть. Что человек грядущего не будет иметь противоречий в этом смысле. И себя они считали такими людьми будущего, странными бесполыми существами новой эры», — рассказал Михаил Шапошников.

Отношения, которые очень многим нашим современникам в XXI веке кажутся противоестественными, в начале столетия не вызывали удивления. «Мы думаем, что либерализм — это то, что было у нас 90-е годы, а это то, что было при Николае II», — замечает лектор. Спутницей жизни Поликсены Соловьевой долгие годы была детская писательница Наталья Ивановна Манасеина. Эти многолетние отношения, ради которых Наталья Ивановна оставила мужа, особо не порицались и уж точно не влияли ни на популярность детского журнала «Тропинка», который женщины вместе издавали на протяжении семи лет, ни на деятельность одноименного детского издательства.

Имя поэтессы, чьи строки век назад знал каждый гимназист (стихи Поликсены входили в хрестоматию и обязательно учились наизусть), сегодня, увы, известно узкому кругу специалистов. Лекция Михаила Шапошникова не только напомнила о трагической судьбе этой талантливой поэтессы и художницы, яркой героини Серебряного века, но и затронула вопросы любви и пола, которые сегодня так горячо обсуждаются.

Полная запись лекции доступна на сайте «Музеемания».

Выставка «Из истории женского движения в России» открыта до 30 августа 2019 года.

Юлия Глотова