Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Вспоминая Генриха Сапгира

Вспоминая Генриха Сапгира

19 июня в рамках выставки «Жар-птица. Второе издание» в музейном дворике Дома И. С. Остроухова в Трубниках прошел вечер памяти Генриха Сапгира. Собрала друзей поэта Елена Пахомова, директор библиотеки имени А. П. Чехова, на базе которой уже более 20 лет существует клуб «Классики XXI века». Е. А. Пахомова рассказала, что клуб открылся именно поэтическим вечером Генриха Сапгира, а сам поэт был активным членом клуба. «Мы все всегда звали Сапгира по имени — Генрихом, и он не любил, когда к нему обращались по имени-отечеству», — вспоминала Елена Алексеевна. С библиотекой и клубом связано и трагическое событие: Сапгир умер в троллейбусе по пути в Чеховку, на презентацию антологии «Поэзия безмолвия».

На вечере в Доме И. С. Остроухова Елена Пахомова показала документальный фильм, в который вошло ее интервью с Сапгиром, где он рассказывает о своих друзьях и вспоминает, как ездил в Лианозово, где собирались и устраивали выставки авангардные, не признанные советской властью художники. Говорила она также о выходе последней книги прозы Сапгира «Армагеддон», выпущенной издательством Руслана Элинина, основателя клуба «Классики XXI века». Вспоминала Елена Пахомова о соратниках и друзьях Сапгира Игоре Холине, Алексее Айги, Льве Рубинштейне, Михаиле Айзенберге, Юрии Кублановском, Всеволоде Некрасове.

Поэт, прозаик, литературный критик, инициатор и ведущая Георгиевского клуба при Московском союзе литераторов Татьяна Михайловская рассказала, что и ее клуб открывался поэтическим выступлением Генриха Сапгира. По ее словам, в то время читателям Сапгир был известен как детский поэт, и только узкий круг знал его «взрослую» поэзию, запрещенную советской цензурой. «Я помню, как на выступлениях в Париже многие местные издатели переписывали стихи Сапгира от руки и тут же их издавали, часто даже не говоря об этом поэту. Они понимали, что перед ними настоящий талант, гонимый на родине», — рассказала Михайловская. Вспоминала она и о том, что в 90-е годы, когда появилась возможность печататься, Генрих Сапгир давал свои стихи и прозу каждому, кто хотел ее опубликовать, и неважно, была это строительная газета или солидный литературный журнал. Самым ценным он считал живой интерес людей к поэзии. Татьяна Михайловская уверена, что Сапгир объединял всех своих коллег-поэтов, устраивая различные встречи, выступления, собирая антологии. Видеозапись обсуждения выхода одной из них — антологии «Самиздат века» (1998 г.) — участники вечера смогли увидеть. Показала Михайловская и редкие издания Сапгира с его дарственными надписями, выходившие в 1980–1990-е годы.

Друг Генриха Сапгира, поэт, философ и литературный критик Константин Кедров рассказал о совместных выступлениях с Генрихом Сапгиром на Монмартре в Париже.

Об интересе молодых поэтов и исследователей русской литературы к творчеству Сапгира говорил на вечере руководитель и вдохновитель Сапгировских чтений, поэт и филолог Юрий Орлицкий.

На вечере памяти Генриха Сапгира выступили также художник, искусствовед, поэт Александр Бабулевич, поэт Искандер Арбатский и многие другие. Завершился вечер словами благодарности куратора выставки «Жар-птица» Натальи Ребровой ко всем участникам этого важного мероприятия.

Выставка «Жар-птица. Второе издание» по поэме Сапгира продлится до 1 октября 2019 года. В рамках выставки пройдут экскурсии, детские занятии, литературные вечера и др.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку