Новости

О судьбе пьес Булгакова рассказала Виолетта Гудкова

14 мая лекцию «Пьесы Булгакова на сцене отечественных театров», приуроченную к работе выставки «Литературные войны 1920–1930-х годов: РАПП и попутчики», прочитала известный историк театра, литературовед, текстолог, ведущий научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания Виолетта Владимировна Гудкова.

«Я занимаюсь Булгаковым с 1970-х годов, в те годы я была очарована его романом „Мастер и Маргарита“ и, можно сказать, открывала себе и людям глаза на Булгакова, рассказывала о нем всем заинтересованным читателям. Более того, для меня Михаил Афанасьевич тогда был идеалом мужчины, особенно в морально-нравственном контексте», — рассказала Виолетта Владимировна в начале своего выступления. Что касается пьес Булгакова, то, по словам В. Гудковой, советскому театральному зрителю были известны только «Дни Турбиных», переделанные Булгаковым из его романа «Белая гвардия». Пьеса много лет с аншлагами шла во МХАТе, на нее десятки раз ходил Сталин. «Сомневаюсь, что Сталин очень любил эту пьесу. Скорее всего, он хотел просто провести вечер в театре, а действительно хороших пьес в то время шло очень мало», — уверена лектор. Несмотря на это, «Турбины» подвергались цензуре и эту пьесу снимали с репертуара.

...

Всего Булгаковым написано около 17 драматических произведений, а по причине претензий цензуры были поставлены только несколько. Пьеса «Бег» была запрещена при Сталине, и зрители увидели ее только в 1957 году, уже после смерти Булгакова. В дальнейшем она ставилась во многих театрах и была экранизирована. Сложной была и судьба третьей известной пьесы Булгакова «Зойкина квартира». Ее поставили в 1926 году, но запретили в 1929. В провинциальных театрах пьеса шла в 1920-е годы и имела большой успех. Виолетта Гудкова в своей лекции не раз подчеркивала, что зритель мог смотреть пьесы Булгакова на сцене, но не мог купить книгу с его драматическими произведениями. А вот инсценировка Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию» неожиданным образом стала частью советской поп-культуры -после того как за ее экранизацию взялся Леонид Гайдай, переделав многие реалии пьесы.

Виолетта Гудкова в ходе лекции подробно говорила и о том, как советская действительность отражалась в пьесах Булгакова. В период «перестройки» и после 1991 года пьесы Булгакова стали очень популярны, их ставили многие известные режиссеры. По словам лектора, многие из них часто вкладывали в пьесы совсем не тот смысл, который имел в виду автор, используя их для своих целей.

Виолетта Гудкова выступит в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля еще раз этим летом — в Переделкине. Следите за анонсами на нашем сайте.

Константин Чупринин