Стартовал новый сезон пешеходных экскурсий Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Москва в поисках литературного героя». С апреля по сентябрь, пока погода располагает к долгим прогулкам, вслед за экскурсоводом любой желающий может отправиться по книжным достопримечательностям столицы. Чехов и Маяковский, Хитровка и Покровка, Красная Пресня и поселок писателей Переделкино, меценаты, поэты, художники и московские чудаки — сотни сюжетов и десяток маршрутов дают возможность «разгуляться». Идеально и для первого знакомства с Москвой, и для того, чтобы открыть для себя родной город заново.
28 апреля, в рамках программы к выставке «Литературные войны…» прошла экскурсия «Ильф, Петров и одесситы в Москве 1920–1930-х годов». О том, как соавторы романов о «великом комбинаторе» бежали из голодной Одессы в чуть менее голодную Москву и обзаводились здесь «пружинными матрацами в голубой цветочек», то есть семейным очагом, рассказала заведующая отделом научно-просветительской и методической работы Антонина Крупнова.
Под пасхальный звон колоколов экскурсия началась у Храма Христа Спасителя — именно здесь, в доме неподалеку (Сомойновский проезд, 5) Илья Ильф как сотрудник газеты «Гудок» получил свои первые московские квадратные метры. Комнатка вполне соответствовала описанию жилища Коли и Лизы Калачевых в общежитии студентов-химиков, то есть была похожа «на ученический пенал, с тем только отличием, что, кроме карандашей и ручек, здесь были люди и примусы». О том, где на самом деле, согласно тексту романа «12 стульев», могло бы находиться общежитие имени монаха Бертольда Шварца, участники экскурсии узнали чуть позже, прогуливаясь по Арбатским переулкам.
Какой предстала перед одесситами новая столица можно судить по фотографиям, сделанным Ильей Ильфом. Евгений Петров жаловался: «Было у меня на книжке 800 рублей, и был чудный соавтор. А теперь Илья увлекся фотографией. Я одолжил ему мои 800 рублей на покупку фотоаппарата. И что же? Нет у меня больше ни денег, ни соавтора». Однако благодаря этому затратному хобби Ильфа, мы можем увидеть Москву буквально глазами писателя: взрыв Храма Христа Спасителя, мальчишки, катающиеся на санках со ступенек уже разрушенной церкви, строительство Кропоткинский набережной, похороны Маяковского в Клубе писателей. Сравнив эти снимки с видами сегодняшней столицы, участники экскурсии могли не только ярче представить себе, как менялся город на протяжении последнего столетия, но и понять чуть больше о повседневной жизни москвичей в 20-30-е годы. Только фотографии и воспоминания остались от дома писателей в Нащокинском переулке, в котором жили Илья Ильф, Осип Мандельштам, Всеволод Иванов, Михаил Булгаков. Рядом с кинотеатром «Художественный» нет уже Арбатского рынка, откуда «молодожены и советские середняки» тащили пружинные матрацы (да и сам старейший кинотеатр Москвы вот уже десять лет закрыт для зрителей). Недоступна для посетителей и Городская усадьба Соллогуба, или Дом Ростовых, где с 1933 по 1991 располагался Союз писателей СССР. Но, пожалуй, тем интереснее на карте современного города находить московские адреса романов «12 стульев» и «Золотой теленок». Или обнаружить, например, что в совершенно неприметном доме у станции метро «Смоленская» жил Евгений Петров, и именно здесь, вероятнее всего, принималось наиважнейшее решение: зарезать Остапа Бендера или все же задушить.
Московские переулки привели участников экскурсии в Дом И. С. Остроухова в Трубниках, на выставку «Литературные войны 1920–1930-х годов: РАПП и попутчики». Знакомство с экспозицией — возможность подробнее поговорить о писателях-одесситах и судьбах их произведений в эпоху «огосударствления» литературы.
Подробнее о цикле «Москва в поисках литературного героя» и ежемесячно дополняемое расписание всех экскурсий.
Юлия Глотова