Новости

Репин в гостях у Герцена. Вечер Галины Чурак

1 апреля 2019

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

21 марта в Доме-музее А. И. Герцена прошла встреча с ведущим специалистом по живописи второй половины XIX — начала ХХ веков Государственной Третьяковской галереи Галиной Сергеевной Чурак. Вечер из цикла «Музей в гостях у музея» был приурочен к масштабной выставке Ильи Ефимовича Репина, которая 16 марта открылась на Крымском валу.

Репин работал почти во всех жанрах живописи: был автором картин на исторические и бытовые темы, создал многочисленные портреты современников, писал пейзажи. «Были ли уже на выставке или только собираетесь, вы представляете себе, насколько многообразна творческая сила этого человека. Эта глыба русского искусства», — заметила Галина Чурак.

Выставка, открывшаяся в Новой Третьяковке, поражает своим размахом: более 300 работ из частных и государственных собраний, хрестоматийные шедевры и малоизвестные широкой публике работы. Галина Чурак рассказала, что последняя монографическая выставка Репина, к которой она также имела непосредственное отношение, прошла в 1994 году. Оба этих грандиозных выставочных проекта, по словам Галины Сергеевны, ставили перед собой целью «очистить шелуху с этого могучего и сильного художника». «Каждая большая выставка стремится к тому, чтобы дать возможность профессионалам и зрителям нового поколения увидеть художника „по-свежему“, прочесть картины, написанные в прошлом и позапрошлом веке так, как позволяет наше сегодняшнее время», — пояснила Галина Чурак.

В течение десятилетий Илью Репина принято рассматривать как «яркого представителя школы критического реализма, впоследствии ставшего соцреализмом». Сегодня такой взгляд на творчество художника кажется не просто архаичным, но преступным. Да, в письме к Крамскому Илья Ефимович признается: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням…». «Дикие организмы народной жизни» действительно занимают много внимания художника (картины «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в дубовом лесу»). Но вместе с тем поражают своей точностью портреты кисти Репина («он остро схватывает всю неповторимость каждого героя»), умение с драматургической осознанностью выстроить композицию («поменяй позу хоть одного из героев — и изменится весь смысл картины»). Эти таланты художника, по убеждению Галины Чурак, явлены и в ранних работах («Воскрешение дочери Иаира»), и в «позднем Репине», который известен широкому кругу ценителей творчества художника намного хуже. «Злоба дня» увлекает Репина, но главная его страсть — это искусство: «Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо…»

О хрестоматийных шедеврах и малоизвестных бриллиантах, об открытиях, сделанных в ходе рентгенографирования, и покушениях на картины Репина, о друзьях и соперниках художника — обо всем этом гости вечера узнали от ведущего специалиста Государственной Третьяковской галереи. «Кажется, говорить о картинах не менее интересно, чем смотреть на них», — заметила в финале вечера Ирена Александровна Желвакова, заведующая отелом ГМИРЛИ «Дом-музей А. И. Герцена». И аплодисменты тех, кто, замерев, почти три часа увлеченно слушал лекцию Галины Сергеевны Чурак, стали подтверждением этих слов.

Юлия Глотова

Фото: © Иван Бевз