Новости

Заключительный круглый стол на выставке к юбилею Тургенева

31 января в Доме И. С. Остроухова в рамках финисажа выставки «Арабески. Страницы жизни Ивана Тургенева» прошел круглый стол «Тургенев и музейный мир». На нем выступили кураторы выставки, специалисты в области музейного дела и тургеневеды.

Ведущая дискуссии Марина Михайловна Краснова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом ГМИРЛИ, попросила коллег рассказать об истории создания выставки и ее художественном решении, прошедшей программе образовательных мероприятий, предложила подумать о месте этой экспозиции в ряду других юбилейных тургеневских проектов, поговорить об успехах и неудачах выставки, работавшей с 28 октября 2018 по 31 января 2019 года.

Наталья Васильевна Папанова, заместитель директора ГМИРЛИ по экспозиционно-выставочной работе, отметила в числе достоинств выставки художественное решение Анны Вячеславовны Колейчук, в частности удачно подобранный цвет — соотношение голубых и синих тонов, что способствовало более глубокому пониманию раритетов коллекции ГМИРЛИ и фактов биографии писателя.

Генриетта Львовна Медынцева, один из авторов выставки, научный сотрудник музея, назвала своих коллег-кураторов — Анну Эмильевну Рудник и Елену Владимировну Худякову и рассказала о том, как рождался этот проект: «Долго думали, как лучше — сделать новый шаг в музейном подходе к тургеневской теме и по-новому осмыслить Тургенева или подвести итоги многолетнего изучения богатейшей тургеневской коллекции ГМИРЛИ. Остановились на втором варианте после многочисленных споров и обсуждений. Считаю одним из главных достоинств выставки — показ раритетов из фондов музея, которые после ее закрытия надолго вернутся в фонды, и неизвестно, когда публика сможет увидеть их снова: уникальные портреты писателя и Полины Виардо, личные вещи и письма Тургенева и других литераторов, фотографии и книги с автографами, рукописи. Утвержденное название „Арабески“ диктовало форму подачи: из отдельных сюжетов нам удалось сложить единую „мозаику“ жизни Тургенева, посредника между русской и европейской культурой, „русского скитальца“, великого писателя и человека. Из недостатков: мы не смогли полностью реализовать задумки с использованием текстов и музыкальных записей».

Татьяна Евгеньевна Коробкина, председатель Тургеневского общества в Москве, выразила сожаление, что к 200-летию Тургенева не была организована совместная центральная выставка, например, в Манеже. Оживленную дискуссию вызвали ее рассуждения о том, насколько подобные экспозиции представляют сегодня интерес для широкого круга посетителей, в первую очередь — для школьников.

Дарья Васильевна Спевякина, научный сотрудник ГМИРЛИ, проводила по выставке многочисленные экскурсии, как для детей, так и для взрослых: «Из обилия тематических линий всегда можно выбрать что-то, что будет интересно конкретным посетителям. Любопытно, что в зависимости от темы и по необходимости, можно было вести экскурсию в любом порядке — с первого или с последнего зала. Некоторые комплексы были тесноваты — необходимо продумывать пространства немного свободнее для удобного расположения экскурсионных групп. Мой опыт говорит о том, что даже те люди, которые о Тургеневе знают минимум, могли заинтересоваться представленной экспозицией, особенно с экскурсоводом. Также был создан аудиогид».

Павел Евгеньевич Фокин, заведующий отделом ГМИРЛИ «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» в рамках программы мероприятий к выставке прочел лекцию «Струна звучит в тумане…»: Гоголь, Тургенев, Достоевский». На финисаже он отметил, что эта выставка не только достойно вписалась в обширную международную программу празднования 200-летия Тургенева, но и заняла в ней одно из почетных мест. Из зарубежного опыта Павел Евгеньевич выделил выставки «Тургенев vs Достоевский: история сближений и расхождений» (Франция, Буживаль) и «Россия в Европе — Европа в России. 200 лет со дня рождения Ивана Тургенева» (Германия, Городской музей Баден-Бадена).

«Наша выставка ценна, прежде всего, тем, что она состоит из более чем 300 подлинных предметов из нашей коллекции и дает, на мой взгляд, полное многогранное впечатление о творчестве и личности Ивана Тургенева. Кроме того, она великолепно оформлена. А выстраивать экскурсии доступно и интересно для посетителей разного возраста и образования — наша общая профессиональная задача», — уверен Павел Фокин.

Кроме выставки в ГМИРЛИ к юбилею И. С. Тургенева в Москве прошла выставка в Государственном историческом музее, открылся Дом-музей писателя на Остоженке (отдел Государственного музея А. С. Пушкина); на родине писателя — в Орле и Спасском-Лутовинове завершились масштабные реставрационные работы, прошел IV Международный Форум литературных музеев.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман