Новости

Алексей Варламов и Григорий Служитель в проекте «Отцы и дети»

На выставке «Арабески. Страницы жизни Ивана Тургенева» в Доме И. С. Остроухова в Трубниках 24 января прошла очередная дискуссия проекта «Отцы и дети». Серия встреч представителей одной профессии, но разных поколений проходит при поддержке «Редакции Елены Шубиной».

Поколение «отцов» на вечере представлял прозаик, лауреат премии «Большая книга», доктор филологических наук, ректор Литературного института Алексей Варламов, а поколение «детей» — актер Студии театрального искусства Сергея Женовача и начинающий писатель Григорий Служитель. Вела встречу филолог, историк русской литературы, сотрудник «Российской газеты» Татьяна Соловьева.

Алексей Варламов говорил о том, что лично он пишет всегда только для себя, не подстраиваясь под модные темы или направления, главное для него «писать о том, о чем хочется сказать». По словам Варламова, если получилось сделать талантливое произведение и оно продается, то хорошо, значит, повезло. Сегодня книги, так же, как и любой товар, живут на рынке, и только читатель своим рублем определяет рейтинги тех или иных книг. А для него важна, прежде всего, внятно рассказанная интересная история. Поэтому на вопрос ведущей о том, почему сейчас почти одновременно появилось несколько романов разных современных прозаиков о «времени поздней советской власти», Алексей Николаевич ответил: «Не знаю, я ни с кем из них ни о чем не договаривался, а просто писал о том, о чем хотел». Во времена, когда Алексей Николаевич был только писателем и нужно было кормить семью, он нашел свою «нишу» и начал как историк литературы создавать биографии Булгакова, Платонова и других классиков, выходящие в серии «Жизнь замечательных людей».

Молодой писатель Григорий Служитель согласен с тем, что нет никакого разделения на младшее и старшее поколение. «У меня есть любимые авторы, как моего возраста, так и намного старше. Важнее то, о чем и как они пишут, а не их возраст», — уверен Г. Служитель.

Роман Алексея Варламова «Душа моя, Павел» посвящен 1980 году и описывает один месяц из жизни 18-летнего парня, поступившего в МГУ на филологический факультет и сразу же отправленного «на картошку». Там герой проходит настоящую школу жизни. По словам писателя, он сам много раз отправлялся на картошку, так что все события романа взяты из жизни. «Главный герой приезжает в Москву из закрытого города, этот момент, конечно, выдумка, нужная мне, чтобы раскрыть внутренний мир Павла. Выбирая такого героя, я еще раз показываю, какая разная жизнь была в Советском Союзе, именно в таких городках была вполне законченная попытка создать коммунизм и, попадая в обычный мир, люди долго не могли понять, где они живут», — говорит А. Варламов. Он уверен, что в своем романе не ностальгирует по СССР и ни в кроем случае не призывает его воссоздать, но признается, что скучает по ушедшей юности и многим друзьям, поэтому и решил предаться воспоминаниям.

Роман Григория Служителя «Дни Савелия» совсем о другом. Его главный герой — обыкновенный кот… «Я профессиональный актер, переигравший много ролей в постановках по классике, и в какой-то момент мне захотелось приблизиться к литературе по-другому, не через сцену, так и возникла идея написать роман», — говорит Г. Служитель. Свою книгу молодой прозаик посвятил Москве и памяти своих домашних животных. Его кот родился под «Запорожцем», был подобран добрыми людьми, но много и пострадал от жизни на улице. Кот Савелий не просто животное, он философ, и через его размышления можно многое понять про нас, людей. По словам автора, выбирая для своего героя «кошачью биографию», он не собирался соперничать с Киплингом, Гофманом и другими классиками, писавшими о животных, его цель другая — показать наш мир людей глазами четырехлапого живого существа.

На встрече зашла речь и о современном театре. Григорий Служитель считает, что у каждого режиссера есть право на интерпретацию того или иного классического сюжета, а дело зрителя — смотреть и составлять свое мнение. Но, по словам актера, он больше придерживается системы Станиславского и хочет донести до зрителя не только идеи, но и сюжет произведения.

Организаторы вечера надеются вновь скоро встретиться с героями этой встречи и обсудить их новые произведения.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Гольдман