Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Молодые ученые в Доме-музее А.И. Герцена

Молодые ученые в Доме-музее А.И. Герцена

6 Марта 2018 г.

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

1 марта в Доме-музее А. И. Герцена прошла первая встреча в рамках нового цикла «Молодежь — науке». Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля — не только крупнейший в России литературный музей, но и научно-исследовательский центр. Отделы ГМИРЛИ не раз становились площадками для научных дискуссий, а порой и споров начинающих исследователей. Так, в Доме-музее М. Ю. Лермонтова не первый год проходят семинары для молодых ученых «Открытая наука. 2.0»/

Перед гостями Дома-музея А. И. Герцена со своими докладами выступили участники международной магистерской программы НИУ-ВШЭ, Варшавского и Кельнского университетов «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом». Тема прошедшего заседания («Интеллектуальная история ХХ века в биографических траекториях ее героев»), по словам модератора круглого стола, профессора Гасана Гусейнова, специально была обозначена так широко, чтобы «собрать в один букет» такие разные доклады. Разнообразие тем выступлений стала, пожалуй, отличительной особенностью научных дискуссий цикла «Молодежь — науке»: от Тома Стоппарда к братьям Штрассерам и далее к «несоветским медиевистам».

О том, как история преломляется сквозь личные биографии интеллектуальной элиты и каким образом литература формирует историческую память, рассказала Мария Николаева в своем докладе «Документальные источники трилогии Тома Стоппарда „Берег Утопии“». Она проанализировала образы четырех персонажей — Белинского, Тургенева, Бакунина и Герцена — по нескольким пунктам: каким образом формируется художественный образ каждого персонажа, какова реакция других персонажей на этого героя внутри пьесы и в документальных источниках. Опираясь на те же документальные и художественные материалы, что и Стоппард (для чистоты эксперимента, даже хрестоматийные тексты вроде «Отцов и детей» были проанализированы в переводе на английский), Мария показала, как писатель транскрибирует реальную историю в художественное произведение.

Тема доклада Дениса Колесова — «Штрассеризм в интеллектуальной истории Германии: братья Штрассеры и левый национал-социализм». Проследив эволюцию идей Отто и Грегора Штрассера от зарождения в 20-ые годы прошлого века до дня сегодняшнего, Денис показал, как стремительно меняются знаки политической природы идеологических течений и какую роль при этом играют интеллектуалы, а какую — массовая культура.

Многие из выдающихся ученых, чьи имена прозвучали в докладе Ники Кочековской «Несоветские медиевисты: риторика в исследованиях культуры как конструирование несоветской методологии», когда-то также выступали на сцене Дома-музея А. И. Герцена. «В самой формулировке темы мне видится проблема, которая занимает меня: интерес исследователей XX века к некой сложности и двусмысленности, с которой они обращаются к текстам Ренессанса и Барокко», — объяснила Ника Кочековская. По мнению докладчика, эта особенность — одна из принципиальных черт, на которой до сих недостаточно фокусировалось внимание исследователей.

Вслед выступлению Ники Кочековской, Гасан Гусейнов отметил: «У нас нет общего языка: мы помним одно и то же событие, но наполняем его разным содержанием. Это понятно, когда речь идет о Платоне, но часто это касается нашего века». Модератор круглого стола выразил надежду, что цикл «Молодежь — науке» и магистерская программа «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» станут шагом к сближению поколений и стран, тем более что «гуманитарная наука в большей степени, чем естественные, не знает границ».

Юлия Глотова

Возврат к списку