Новости

Сергей Чупринин: «Могут ли писатели прожить без премий?»

29 августа в Доме И. С. Остроухова прошла лекция из цикла «Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1970–2000-х», посвященная независимым литературным премиям.

«Пушкин прожил свою жизнь без премий, и Гоголь, и Тютчев, и Блок тоже. Себе на пропитание они зарабатывали гонорарами, а признание обеспечивалось критикой. А вот когда и регулярная литературная критика, и гонорары у большинства авторов в нашей стране практически исчезли, возникла острая потребность в премиях. Они нынче для писателей заменяют и денежное вознаграждение, и внимание общества».

Такими словами начал свою лекцию в рамках выставки «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990–2000-х» критик, главный редактор журнала «Знамя» и организатор нескольких литературных премий Сергей Чупринин. Речь в ней шла и о наградах почти безденежных (такова старейшая у нас премия Андрея Белого, где поэтам-лауреатам вручают только диплом, бутылку водки и зеленое яблоко), и о премиях, которые сейчас называют высокобюджетными: от «Большой книги» и «Русского Букера» до «Поэта».

Поддерживаемый живыми репликами из зала, лектор вспомнил и канувшие в прошлое премии Аполлона Григорьева, «Антибукер», Пушкинскую премию германского магната Альфреда Тепфера, с сожалением говорил о том, что с литературного поля на наших глазах ушла премия «Дебют» для самых молодых авторов и уже, кажется, уходит уникальная «Русская премия», лауреатами которой становились поэты и прозаики, пишущие на русском языке, но живущие за рубежом.

Тем выше достоинство и значение литературных наград, которые в эпоху кризиса литературоцентризма продолжают поддерживать и ярких писателей, и незаурядные произведения. «Поэтические премии прежде всего указывают на того или иного стихотворца, выделяют его из ряда других, или просто дают возможность поэту жить и писать дальше, помогают ему материально», — сказал лектор.

Свои общие соображения Сергей Чупринин конкретизировал в рассказе об истории и перспективах премии «Поэт», координатором которой он является вот уже 13 лет. А литераторы, собравшиеся в зале, дополнили общую премиальную картину. Андрей Василевский представил диплом «Antologia», что держится исключительно на энтузиазме членов редколлегии журнала «Новый мир». Наталья Иванова подчеркнула специфику российско-итальянской премии «Белла», которой отмечают талантливых молодых поэтов за одно наиболее удачное стихотворение. Дмитрий Дмитриев приоткрыл «кухню» премии «Московский счет», ныне существующей при поддержке Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Данил Файзов с юмором рассказал о самой «продажной» в мире премии «Живая вода», где вознаграждение для лауреатов собирают прямо в зале, где проходит конкурс: за кого отдано больше денег, тот и победитель.

Несмотря на то, что зал во время лекции был неполон, на ней собрались в основном люди, которые являются непосредственными участниками современного литературного процесса или его активными «болельщиками». Поэтому и разговор, где серьезные размышления перемежались забавными воспоминаниями, а грусть о прошедшем соседствовала с надеждой на будущее, вышел очень страстным и заинтересованным. И возникло ощущение, что прожить без премий, конечно, можно, но литературная жизнь была бы без них гораздо скучнее и однообразнее.

Константин Чупринин