Новости

Рекламное агентство «Маяковский»

12 декабря 2016

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

Лекторий Государственного литературного музея продолжает свою работу, и 7 декабря в рамках цикла «Профдеформация» прошла лекция «Маяковский — рекламист». О том, как поэт, презирающий «мурло мещанина», стал одним из первых советских копирайтеров, рассказала Марина Краснова, начальника экспозиционного отдела Государственного музея В. В. Маяковского.

Владимир Маяковский понимал важность дизайна упаковки, не видел ничего зазорного в самопиаре (знаменитая «кофта фата»), занимался событийным маркетингом (выходки футуристов) и использовал свои стихи для продакт-плейсмента (например, стихотворение «Маруся отравилась»). Если в Америке и Европе начала XX века реклама активно развивалась, то в СССР, стране плановой экономики и монополии государственных предприятий, казалось бы, реклама и не нужна вовсе. Однако певец революции, для которого «страшнее Врангеля обывательский быт», Маяковский был убежден в ее необходимости: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь».

Карьеру рекламиста Маяковский начал с политической рекламы: в 1919 — 1921, в годы Гражданской войны и военной интервенции, работал в «Окнах сатиры РОСТА» (плакатном отделе Российского телеграфного агентства). Сатирические плакаты с коротким стихотворным текстом решали злободневные вопросы: помощь фронту, противостояние Врангелю и внешнему врагу, борьба с антисанитарией и голодом. «Работа была действительно коллективной. На плакатах нет подписей художников, потому атрибутировать их можно только по стилю, — рассказывает Марина. — У Маяковского минимум деталей, рубленые фразы. Также, чтобы работа была более оперативной, часто использовались приемы, придуманные другим художником. На разных по стилю плакатах мы видим одинаковых рабочих, ворон, вагончики. Очевидно, использовались даже одни и те же трафареты». «Окна РОСТА» печатались миллионными тиражами, тем не менее, осталось их очень мало. Когда в 1929 году Маяковский готовит выставку «20 лет работы», он пишет в статье «Прошу слова»: «едва ли от всей массы окон осталось сейчас более ста целых листов». Шесть найденных поэтом плакатов «Окон РОСТА» в числе прочих экспонатов выставки «20 лет работы» были переданы Маяковским Государственному литературному музею. По предположению Марины Красновой, на сегодня Гослитмузей обладает самой полной коллекцией плакатов «Окна РОСТА».

Маяковский, как любой современный рекламщик, считал важным понимать, на кого именно нацелено то или иное рекламное сообщение. Аудитория плакатов «Окна РОСТА» — публика малограмотная, поэтому Маяковский пытается донести мысль визуальными методами, с помощью четких цветовых акцентов: рабочий и крестьянин — красные, враги — синие или зеленые. Другой пример точного попадания в цель связан уже с коммерческой рекламой, которой с 1923 года Владимир Маяковский занимается вместе с Александром Родченко. «Лучших сосок не было и нет — готов сосать до старых лет» — за этот слоган для «Резинотреста» Маяковского обвинили в пошлости. Тем не менее, продажи детских сосок увеличились в несколько раз. Совместная работа Родченко и Маяковского во многом напоминает процесс работы современного рекламного агентства, где один играл роль копирайтера и аккаунт-менеджера, а другой — дизайнера. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме» становится классикой и входит во всенародный оборот. Родченко и Маяковский занимаются ребрендингом Верхних Торговых Рядов, с 1921 года ставших Государственным универсальным магазином, разрабатывают для ГУМа то, что сегодня мы назвали бы фирменным стилем.

Со второй половины 20-х годов нэп постепенно сворачивается, и Маяковский все больше занимается социальной рекламой: пропаганда культуры, гигиены, здорового образа жизни. «Слоганы, придуманные Маяковским в 28 — 29 годах, переживают его, — рассказывает Марина Краснова. — Уже другие художники в 50-е, 60-е, 70-е рисуют картинки к его стихам». И это лишний раз доказывает, что творчество Владимира Маяковского стало классикой не только поэзии, но и рекламы.

Юлия Глотова