Новости
Non/fictio№18. Круглый стол «Как (учить) читать книги: спецвзгляд»
2 декабря 2016
30 ноября, в рамках ярмарки интеллектуальной литературы Non/fictio№18, состоялся круглый стол «Как (учить) читать книги: спецвзгляд». Участники дискуссии — Александр Архангельский, Майя Кучерская, Дмитрий Бак, Борис Куприянов и Галина Юзефович — попытались ответить на вопрос, какие шаги стоит предпринимать для развития читательской культуры.
«Пропаганда чтения», «популяризация чтения» — все эти понятия, по словам модератора круглого стола, литературного критика и обозревателя портала Meduza Галины Юзефович, «навязли в зубах, звучат тяжело и утомительно». Тем не менее, разговор получился живой, а уже первый обращенный к участникам вопрос: «А надо ли вообще привлекать внимание общества к проблеме чтения и зачем?» — вызвал дискуссию.
Известный телеведущий, писатель и педагог Александр Архангельский признался, что единственная причина, по которой, как ему кажется, следует заниматься пропагандой чтения — это желание жить в мире, где читают: «Неизвестно, может ли человек обойтись без книг. Думаю, мир не рухнет. Но мы защищаем чтение просто потому, что нам так хочется. Никаких прагматических причин. Кроме одного: мы так хотим жить, нам так приятнее. Но чтобы быть — надо предпринимать усилия». Рассуждая о методах и способах популяризации чтения и их необходимости, Александр Архангельский привел в пример сериалы
Еще менее оптимистично описала будущее Майя Кучерская, известная писательница и литературовед, убежденная, что очень скоро «читать будут только малый да старый». При этом Майя Александровна, которая помимо прочего является основательницей литературной школы Creative writing school, убеждена, что спад интереса к книге не связан с качеством современной литературы. «Сегодня спектр возможностей расширился до невозможности. Человечество перемещается из точки в точку за переживанием, за проживанием, за личным опытом. Прежде о чужих путешествиях и кругостветках мы читали в книгах — сегодня чужой опыт становится менее ценен».
Обрисовав мрачные перспективы и обсудив причины, участники дискуссии перешли к главному: что делать? У каждого из спикеров была возможность поделиться своим рецептом. Так, автор школьного учебника по литературе Александр Архангельский считает, что на ребенка, а часто и на взрослого, можно воздействовать «дедовскими уловками»,
«Литературные музеи — проблемные места с точки зрения пропаганды чтения, — заметил в свою очередь директор Гослитмузея Дмитрий Бак. — В отличие от музеев живописи он построен так, что то, что мы получаем там в качестве эмоции, совсем с чтением не сопоставимо. Чтение Гончарова, Рильке или Шекспира — это одно, а созерцание стола, сюртука, пера, которыми владели эти писатели — это нечто совсем другое. У современно литературного музея, которым, надеюсь, является и Гослитмузей, должна быть развита экспертная функция. Музей должен быть площадкой для разговоров, бесед и обсуждения книг».
Все участники сошлись в том, что нельзя говорить о популяризации чтения вообще и в общем. Правильнее, как заметил Александр Архангельский, «пропаганда чтенИЙ», ведь для разных групп людей актуальны разные книги и разные методы и точки воздействия.
Юлия Глотова