+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  О музее
  3.  In memoriam
  4.  Виктор Сергеевич МОЛЧАНОВ

Виктор Сергеевич МОЛЧАНОВ

(1910–2003)

Виктор Сергеевич Молчанов, коренной москвич и почти ровесник XX века, родился в семье священника, протоиерея московского Рождественского монастыря.

Жизнь его с юности и до глубокой старости была связана с фотографией, интерес и любовь к которой ему привил отец. Преподавая Закон Божий, он иллюстрировал уроки собственноручно раскрашенными диапозитивами, демонстрировал их с помощью волшебного фонаря — так называли тогда диапроектор.

Виктор Сергеевич не получил специального образования в силу социального происхождения (сын священника), да и особых материальных возможностей у него никогда не было, но благодаря прирожденному таланту и упорному самоотверженному труду он пришел к высокому мастерству фотографа-художника, а именно так называли его в последние годы века. За долгую жизнь В.С. многое успел сделать, оставив заметный след в фотографии XX столетия.

Участник Великой Отечественной войны, Виктор Сергеевич и на фронте оставался фотографом. В первые месяцы во время боевых действий под Ржевом по заданию начальника штаба 31-й армии ВВС развернул полевую фотолабораторию, летал с разведчиками в тыл врага, производил аэрофотосъемку. Будучи контужен в бою, по выходе из госпиталя, с 1942 года служил в 17-м Запасном авиационном полку начальником фотослужбы. Сначала в Перми, потом в Пензе, где ему было присвоено офицерское звание младшего техника-лейтенанта. 17-й запасной авиаполк готовил летчиков-истребителей для фронта. Опытный фотограф там был очень нужен.

Уже тогда, чувствуя склонность к пейзажной фотографии, каждую свободную минуту В.С. использовал для съемок богатой уральской природы. В Пензе он встретил День Победы. В начале 1946 года демобилизовался из армии по состоянию здоровья.

В семье Молчановых хранится фотоальбом, посвященный незабываемым для В.С. дням Великой Отечественной войны. Одна из последних страниц альбома озаглавлена автором: «Из войны — в литературу».
Судьба привела его в Государственный Литературный музей, директором которого был в то время Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, доброжелательно встретивший демобилизованного офицера. В.С. вспоминал:

«Бонч-Бруевич доброжелательно протянул мне руку:

— Прекрасно, прекрасно! Сразу вижу: Вы энергичный человек, нам такой и нужен. Где воевали?
— В начале войны — под Ржевом, потом, после контузии, служил в запасном авиаполку на Урале.
— Прекрасно. Теперь послужите у нас, во славу русской литературы».

Так началась служба Молчанова «во славу русской литературы», длившаяся всю оставшуюся жизнь.

В Литературном музее, куда Виктор Сергеевич входил, по его собственным словам, «как в храм, с чувством преклонения перед красотой», он прослужил четверть века, до ухода на пенсию в 1970 году. С 1951 года он являлся заведующим фотолабораторией музея. Именно там он из фотографа-профессионала, фиксирующего события, становился фотографом-художником. Русская литература и художественная фотография взаимно обогащали друг друга. На юбилейном вечере в ЦДЛ в связи с 80-летием Молчанова писатель Владимир Солоухин сказал: «Виктору Сергеевичу повезло: он обрел любовь к русской литературе. Но и литературе русской тоже повезло: у нее есть теперь такой замечательный художник».

Главным в творчестве Молчанова стала пейзажная фотография. Он изобретатель нового жанра, который сам назвал фото-рассказом. Позднее это стали называть слайд-фильмом. Основная особенность родившегося жанра — максимальное созвучие словесных и зрительных образов. Молчановым создано более пятидесяти таких фото-рассказов. Все они сейчас находятся во многих литературных музеях: А.Блока, М.Пришвина, К.Паустовского, С.Есенина, Л.Толстого и др. Виктор Сергеевич успешно выступал с ними в самых разных аудиториях. Но, к сожалению, они неповторимы и уникальны, как картины великих живописцев, это плоды индивидуального творчества, не соответствующие современным требованиям показа и тиражирования.

Работа в Литературном музее дала возможность Молчанову посетить совместно с научными сотрудниками многие места, связанные с жизнью русских писателей, в результате чего был создан фонд ценнейших фотографий.

В 1949 году он побывал в селе Верхнее Аблязово Пензенской области — на родине А. Н. Радищева; в 1951 году — в Архангельске и Холмогорах, родных краях М. В. Ломоносова; в 1952 году отправился в трехдневную командировку на Орловщину, по тургеневским местам; на Украине в эти же 1950-е годы посетил места, связанные с творчеством Н. В. Гоголя, В. Г. Короленко, А. С. Макаренко, а в Краснодоне успел застать родителей почти всех главных героев «Молодой гвардии» А.Фадеева.

Особый постоянный интерес Молчанов проявлял к А. С. Пушкину: Михайловское, Тригорское, Святые Горы он снимал и летом и зимой, пережил и свою болдинскую осень. А в возрасте творческой зрелости верно служил А. П. Чехову, помогая возрождению Мелихова, где в 1960 году, к 100-летию писателя, был открыт мемориальный музей. Так что, подводя итоги творчества фотографа-художника Молчанова, журналисты справедливо называли его «очарованным странником».

Не чужд был Молчанову и жанр портрета. Долгая жизнь подарила ему много интересных встреч. Он фотографировал И.Андроникова, А.Твардовского, М.Шолохова, К.Паустовского, Л.Кассиля, С.Маршака, Л.Леонова, Д.Бурлюка и многих других писателей. Работал фоторепортером на II съезде советских писателей в 1954 году. Встречался с М. М. Пришвиным, следовал советам Михаила Михайловича, бывшего, как известно, тоже прекрасным фотографом. И оставил не только его портреты, но и воспоминания о нем.

Художник К. Ф. Юон, актёр Николай Охлопков, пианист Святослав Рихтер, кинорежиссер Александр Довженко, турецкий поэт Назым Хикмет также увековечены фотоаппаратом Молчанова.

Он всегда был в творческих исканиях: успешно осваивал способы работы старых мастеров, овладев техникой имитации дагерротипов; искусно раскрашивал фотографии акварелью и другими красками. Вообще любую фото-имитацию под подлинник он делал виртуозно. Его работы, которые и сегодня люди без специальной подготовки с трудом отличают от оригиналов, хранятся и выставляются, например, в экспозициях московского музея Л. Н. Толстого или музея А. П. Чехова в Мелихове.

Фотографии Молчанова не раз появлялись в печати. Всех публикаций не перечислить. Впервые его снимки были напечатаны в небольшой книжечке «Фотолюбитель-краевед» (М.: «Искусство», 1956). Регулярно печатались в журнале «Советское фото», в различных изданиях, посвящённых природе Подмосковья и творчеству отдельных писателей.

В книге С. А. Морозова «Советская художественная фотография» (М.: «Искусство», 1958) Молчанов назван «искусным мастером русских пейзажей», а его фотографии — «безукоризненно выполненными лирическими этюдами, от которых веет обаянием родной природы». «В. С. Молчанов, — делает вывод автор, — по заслугам может быть отнесён к лучшим нашим пейзажистам».
В последние годы XX века фотографии Молчанова и очерки о нём публиковались в журнале «Наше наследие». А в 1999 году в издательстве «Прогресс-Плеяда» вышел фотоальбом «В путь, открытый взорам» — Блоковское Подмосковье в фотопейзажах В. С. Молчанова.

Фотографии Молчанова представлены почти во всех литературных музеях России. Материалы его архива переданы сейчас в ИМЛИ им. Горького и в музеи тех писателей, чьё творчество было Виктору Сергеевичу наиболее близко.

А музей К. Г. Паустовского ежегодно в октябре месяце проводит вечер памяти Виктора Сергеевича Молчанова с демонстрацией его слайдов и рассказом о жизни и неисчерпаемом многообразии творчества этого замечательного фотографа-художника.

А. Б. Молчанова

Опубликовано: Звено 2007. Вестник музейной жизни: ГЛМ / Сост. Е. Д. Михайлова, С. П. Князева. — М.:2008. С. 176–179.