In Memoriam

Наталия Владимировна ШАХАЛОВА

1924–2006

Наталия Владимировна Шахалова, более тридцати лет возглавлявшая Государственный литературный музей, была профессионалом высочайшего класса, блистательным руководителем и организатором, человеком обширных знаний, острого ума и тонкой проницательности, яркой, самобытной личностью.

Она родилась в Москве в артистической семье. Её родители — артисты Владимир Петрович Шахалов и Надежда Матвеевна Матвеева работали в столичных драматических театрах, родная тётя — народная артистка РСФСР Наталья Белёвцева играла в Малом театре. Детство и юность проходили среди актёров, литераторов, широкого круга московской интеллигенции. Здесь воспитывалось уважение к человеческой личности, к творческому труду, к профессии.

Наталия Владимировна прожила большую и плодотворную жизнь, исполненную добрых дел и творческих свершений. Её трудовой путь начался в годы Великой Отечественной войны: вожатая в пионерском лагере, комбайнёр в колхозе, электротехник-осветитель в Театре имени М. Н. Ермоловой.

В 1948 году Наталия Владимировна вышла замуж за своего школьного товарища — Юрия Борисовича Розенблюма (1925–1991), человека неординарной судьбы. Сын дипломата, расстрелянного в 1938 году и посмертно реабилитированного в 1956 году, фронтовик, служивший в разведке, тяжело раненный в 1944 году; выпускник филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональный редактор, критик, литературовед, член Союза писателей СССР и Союза журналистов.

В 1954 году Наталия Владимировна окончила Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина, аспирантуру при Академии Педагогических наук СССР. Работала преподавателем и заведующей учебной частью в одной из московских спецшкол.

В Государственный литературный музей пришла в 1961 году, куда её рекомендовал профессор МГУ Н. К. Гудзий. Первая должность — заведующая научно-экспозиционным отделом истории русской литературы ХХ века. Яркая внешность, человеческое обаяние, простота и тактичность в отношениях с коллегами завоевали симпатии коллектива, а проявленные организаторские способности, умение анализировать ситуацию и принимать решения дали возможность быстрого профессионального роста. В 1966 году её назначают заместителем директора по научной работе, а в 1972 году она становится директором Государственного литературного музея.

Н. В. Шахалова возглавила музей в сложный период его жизни, когда при реконструкции улицы Димитрова (ныне Якиманка) главное здание музея было снесено, а взамен предоставлено неприспособленное для экспозиционных целей помещение бывшего детского садика. Наталия Владимировна не только в короткий срок нормализовала работу музея, но и задала тот вектор развития, который определил его жизнь на ближайшие десятилетия. Это были не самые простые годы в истории страны, но благодаря энтузиазму и творческой воле Натальи Владимировны они стали золотым веком Государственного литературного музея.

Именно в эти годы трудом возглавляемого Н. В. Шахаловой коллектива музейных специалистов были созданы все основные мемориальные и историко-литературные экспозиции (с ныне действующими и уже демонтированными — всего более 20). В 1976 году была проведена реэкспозиция Дома-музея А. П. Чехова с расширением мемориальной зоны и открыт Дом-музей А. И. Герцена. В 1981 году первых посетителей принял Дом-музей М. Ю. Лермонтова, в Музее Ф. М. Достоевского была создана мемориальная экспозиция. В 1987 году открылась мемориальная квартира А. Н. Толстого. В том же году начала работу мемориальная экспозиция в доме М. М. Пришвина в деревне Дунино. В 1988 году в доме С. Т. Аксакова на Арбате была развёрнута историко-литературная экспозиция «Альманах литературной жизни 1840-х-1880-х годов». 1990 год отмечен созданием музея Б. Л. Пастернака в Переделкине, а 1997 год — музея К. И. Чуковского. В конце 1999 года в Москве в доме В. Я. Брюсова открылся первый в России Музей литературы Серебряного века. С начала 2001 до 2008 года в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря действовала постоянная экспозиция «В чём моя вера? Духовные искания русских писателей».

Одновременно музей жил интенсивной выставочной деятельностью. В эти годы в Государственном литературном музее прошли сотни выставок, десятки выезжали в другие города России и за рубеж. Под руководством Натальи Владимировны Государственный литературный музей получил широкую известность в мире. Более 80 выставок в Европе, Азии, Америке и даже в Австралии! Наталья Владимировна была инициатором создания Секции литературных музеев в Международном комитете музеев (ICOM) и в течение многих лет возглавляла её.

Всё это позволило Государственному литературному музею занять лидирующие позиции и получить статус головного музея.

1960–1970-е годы отмечены бурным ростом литературных музеев в СССР, и практически всегда научные сотрудники ГЛМ, Н. В. Шахалова, в той или иной степени были причастны к рождению новых экспозиций: Музея-заповедника М. А. Шолохова в станице Вешенской, Музеев Константина Федина в Саратове и Александра Фадеева в дальневосточной Чугуевке, в организации литературного и мемориального разделов Музея А. П. Чехова в Таганроге и многих других. Н. В. Шахалова активно подключилась к разработке научных концепций экспозиций пушкинских музеев страны: Государственного музея А. С. Пушкина в Москве, Всероссийского музея А. С. Пушкина в С.-Петербурге, Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское», Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина в Больших Вязёмах, Музея-заповедника А. С. Пушкина в с. Большое Болдино. Н. В. Шахалова входила в состав Учёных советов ведущих литературных музеев страны — пушкинских в Москве и С.-Петербурге, А. Н. Толстого, A. M. Горького и др.

Энергия и обаяние позволили Наталье Владимировне собрать вокруг себя когорту единомышленников, создав Творческий проблемный семинар директоров литературных музеев России — этот уникальный феномен отечественной культуры, который существует вот уже более 20 лет. Неформальный, живой характер Семинара часто способствовал решению сложнейших проблем, встающих перед тем или иным музеем.

Н. В. Шахалова многие годы была членом редколлегии журнала «Мир музея» и главным редактором периодических изданий научных трудов Государственного литературного музея, инициатором периодического вестника музейной жизни «Звено», первый выпуск которого она подписала к печати за неделю до своей кончины.

Деятельность Н. В. Шахаловой была неоднократно отмечена правительством. Ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ», она награждена орденами «Знак почёта» и «Дружба народов», восемью медалями, среди которых самая дорогая для неё — «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 2004 году Н. В. Шахалова была отмечена благодарностью президента России.

Во всех ситуациях и обстоятельствах Наталья Владимировна Шахалова твёрдо и последовательно отстаивала интересы Государственного литературного музея — интересы русской культуры. Её болью было отсутствие у музея здания, достойного его коллекции и той роли, которую играет русская литература в истории страны. Сколько по этому поводу было написано писем во властные структуры! Сколько прозвучало страстных выступлений «на разных уровнях». Как много сил затрачено при разработке Программы комплексного развития Государственного литературного музея. Но как её осуществить, не имея необходимого здания? Эти мысли не оставляли Наталью Владимировну до последних дней её жизни.

Наталья Владимировна скончалась в ночь с пятницы на субботу — закончив рабочий день, рабочую неделю, очередной рабочий месяц. Её последний день, как и все предыдущие, был наполнен многочисленными заботами — хозяйственными, научными, человеческими. Как всегда было много встреч, звонков, бумаг. Известие о её смерти было оглушительным. С её уходом закончилась целая эпоха, но дело, основанное Натальей Владимировной, продолжает жить.

Опубликовано: Звено 2006. Вестник музейной жизни. ГЛМ / Сост. Е. Д. Михайлова, С. П. Князева — М.:2007. С. 7–10.