In Memoriam
Евгений Абрамович РОЗЕНБЛЮМ
(1919–2000)
Розенблюм, в разговорах между собой — просто Блюм. Для тех, кто был с ним знаком и помнит его, к этому имени ничего добавлять не нужно. Розенблюм — это художественное проектирование, Сенежская студия и сенежские семинары, блестящие проекты городской среды
Сам себя Евгений Розенблюм считал архитектором и
Он родился в грозном
Может быть, Розенблюм и прожил бы жизнь архитектора и бонвивана из московской творческой богемы, но вмешалась война. Он ушёл на неё добровольцем в июне
Однако после отставки Хрущёва совнархозы ликвидируются, и тогда Розенблюм создает Центральную
Розенблюму доводилось заниматься и дизайном автомобилей, и дизайном одежды, но сердце его принадлежало проектированию городской среды и музейных экспозиций. В музеях он, разумеется, не стал довольствоваться ролью «оформителя», да и сам этот термин считал ругательным. В процессе создания Государственного литературного музея
Особенностью Розенблюма было, что он был художником говорящим и пишущим, и его авторская рефлексия порой оказывалась не менее важной, чем реализованные проекты. В отличие от современных залётных дизайнеров, он быстро становился в музее своим человеком, дружил с музейщиками, любил вести с ними многочасовые разговоры. Эти беседы и споры за чаем с сушками были для Розенблюма неотъемлемой частью процесса проектирования:
Может быть, Розенблюм не был лучшим в мире
Наряду с множеством умений, Розенблюм обладал ещё одним бесценным качеством — он был мастером человеческого общения. Поэтому сегодня, в день его
В.Дукельский
100-летие Е. А. Розенблюма
14 сентября в Пушкинском литературном музее (ГМП) отметили
Вечер был прекрасно организован и проведён директором музея
Отрадно было видеть почти в полном составе старую гвардию, хотя ряды её и поредели, и слышать вдохновенные выступления его учеников, последователей и поклонников — А. Бокова, Л. Озерникова, А. Конова, В. Дукельского, А. Тавризова, М. Майстровскую, сотрудников музея. Их пыл, восторг и благодарность Учителю не только не остыли по сравнению с предыдущим юбилеем, проходившим в этой же гостиной, но получили новое осмысление. Каждый вносил
История экспозиций в Литературном музее (ГЛМ) резко делится на две эпохи: до 1980 и после. Рубеж — юбилейная выставка Блока, с которой началось многолетнее сотрудничество музея с Розенблюмом и о которой видевшие её сохранили восторженное воспоминание.
Благодаря не только профессиональной гениальности, рождающимся на ходу искромётным идеям, но и высочайшей культуре и эрудиции Розенблюм мог самую скромную мысль экспозиционера превратить в феерическую художественную конструкцию, сумев разглядеть и развить таящиеся в ней возможности. Он произвёл настоящую революцию в сознании тех музейщиков, которым посчастливилось с ним общаться и работать. Это благодаря ему мы поняли, что экспозиция — не иллюстрация к истории литературы, а особое искусство со своим языком, строящееся и живущее по собственным законам, подобно другим визуальным искусствам. И научиться воспринимать этот язык не легче, чем любой другой, а уж говорить на нём и подавно дано немногим.
Литературный музей сделал с Розенблюмом несколько выставок и постоянную экспозицию по литературе XX века. У нас с ним — у сотрудников отдела XIX в. — дело дошло лишь до художественного проекта новой грандиозной экспозиции по русской литературе, от древнерусской и до начала XX в., рассчитанной на три помещения. Но и этого было достаточно, чтобы сформировать в нас новый взгляд на вещи.
Розенблюм давал нам задания — представить (письменно) концентрированный образ писателя (с указанием материалов), сгущённую его характеристику и его место в общей картине экспозиции. Определить «акценты», как он называл придуманные им установки, или на современном языке — инсталляции, — было для него главным в тот период. Мы с увлечением и страстью предались этому занятию. В конце концов была сочинена и тщательно отделана научная концепция и выполнен смелый художественный проект с впечатляющим макетом.
Обсуждение концепции и проекта вылилось в настоящий спектакль, свидетелей которого почти не осталось, и потому я считаю своим долгом вспомнить о нём. Наша совместная с Розенблюмом работа, мягко выражаясь, не встретила сочувствия со стороны методического совета, и мудрая
Началось всё — после представления концепции и проекта заведующей отделом XIX в. Т. Соколовой и Е. Розенблюмом — с уничтожающих выступлений членов методического совета — сотрудников ГЛМ. Ещё не успел собраться с силами Розенблюм, чтобы нанести ответный удар (а он это умел!), как художника опередила его дочь Зоя Коптева, отвечавшая за древнерусский период. О, это было патетическое зрелище! Зоя, человек самого спокойного и миролюбивого нрава, превратилась в тигрицу, защищавшую не только своего отца, но и собственное дитя — научная разработка темы была плодом её усилий. Она напоминала Жанну д’Арк и вышла победительницей. Все были покорены такой героической самозабвенностью, включая оппонентов.
Парадокс состоял в том, что все остальные участники — директора и сотрудники других музеев, не говоря уже о специалистах по русской литературе, не вникнув в тонкости закулисной игры, единодушно поддержали и концепцию, и художественный проект. Такой неслыханный триумф был для нас самих полной неожиданностью. Подумать только: вас хотят погубить собственные коллеги, мобилизовав для этого все силы музейного сообщества, а оно встаёт на вашу сторону! Ситуация трагикомическая…
Непреодолимые внешние препятствия помешали реализации проекта Розенблюма. Но дело его не пропало. Его идеи разбудили нашу фантазию и раскрепостили сознание. Они попали на благодатную почву, изменив наш взгляд на природу музея. Розенблюм привил нам чувство свободы в подходе к экспозиции и изгнал страх перед нарушением сложившихся принципов и стереотипов. «А почему бы и нет?» — стало отныне нашим девизом.
Для меня Розенблюм — один из трёх великих учителей наряду с
Г. Медынцева
Е. Д. Михайлова
Евгений Абрамович Розенблюм
Впервые я увидела его в доме Бориса Евгеньевича Захавы, режиссёра Театра им. Евгения Вахтангова и ректора Щукинского училища, замужем за которым была моя старшая кузина Наташа (Наталия Ивановна). Это, скорее всего, было в предновогодний вечер 1953 или 1954 г., в квартире у Красных ворот. У Наташи 31 декабря день рождения и потому собирались в гостеприимном «захавском» доме ближайшие друзья и театральные соратники, чтобы одновременно с днём рождения отпраздновать Новый год. Среди гостей была и Таня (Татьяна Кирилловна) Коптева со своим мужем Женей (Евгением Абрамовичем) Розенблюмом.
Кажется, он тогда был в доме впервые, незадолго до того вернувшись с Дальнего Востока, где служил в армии. Ещё очень молодой, стройный, элегантный, влюблённый в свою жену, невероятно хорошенькую, решительную и несколько даже категоричную в манере речи, талантливую актрису, с которой они представляли собой прекрасную пару. В тот вечер Женя был скромно неразговорчив, очевидно, чувствуя себя новичком в этом доме, где главенствовали «вахтанговцы» — сам хозяин дома, прекрасный рассказчик, Астангов, кажется именно в тот вечер много читавший Блока, и др. Теплота и непосредственность атмосферы, прежде всего, поддерживалась хозяйкой дома, её обаянием, красотой и, бесспорно, вкусным столом с крохотными пирожками и прочими разносолами.
С той поры, когда Розенблюм был совсем молод и нам случалось неоднократно встречаться за праздничным столом, осталась привычка обращения друг к другу по именам. И даже тогда, когда у нас случились достаточно жёсткие «творческие» разногласия, приведшие к разрыву Литературного музея с Розенблюмом, как основным автором наших экспозиций, даже тогда, иначе как «Алёнушкой» он меня не называл. Но это — уже конец рассказа, а настоящее начало — середина
Государственный Литературный музей замышляет экспозицию по истории русской литературы в своём здании на Якиманке (тогда — ул. Димитрова). Художником приглашают Евгения Абрамовича Розенблюма.
И вот уже члены розенблюмовской бригады (Елена Николаевна Лаврова, Галина Ивановна Алёхина, Валентина Дмитриевна Осокина) предлагают решения своих разделов экспозиции, а Евгений Абрамович зорко следит за логикой развития
И какая нас охватывала радость, когда
Но вот — все внутренние дебаты позади, идеи воплощены в чертежи и макеты «генерального решения» оформления экспозиции, с которым мы выходим на суд авторитетнейшего Художественного совета с участием членов Учёного совета музея Дебаты были бурными. Розенблюм, прекрасный оратор, был страстен и убедителен. Директор музея Николай Фёдорович Пияшев его поддерживал. В результате — художественный проект был утверждён.
Близился Новый год, и для капустника, традиционного для тех лет, готовилась программа. Одним из её сюжетов становится победа на Художественном совете. Сценка заканчивалась стихами:
Наш Розенблюм рождён был хватом,
Не покорился супостатам — пошёл орать на рать.
Вот близок, близок миг победы,
Ура, мы ломим, гнутся «деды» — и пишут протокол!
<…>
В 1973 г. Евгений Абрамович становится одним из главных действующих лиц реконструкции выставки Владимира Маяковского «20 лет работы» — выставки, которой в 1930 Маяковский отчитывался перед страной в своей деятельности. Выставка проходила в двух залах Союза писателей (Поварская ул.) и поэт сам был её экспозиционером и дизайнером. Материалы Выставки, собранные самим поэтом с помощью молодых энтузиастов («Бригада Маяковского»), после её закрытия были переданы в Литературный музей Всесоюзной библиотеки им.
К
<…>
Впоследствии выставка «20 лет работы Маяковского» объездила многие страны мира, везде сохраняя то решение, которое было предложено
Следующая встреча музея с
<…>
Экспозиционерами были сотрудники отдела советской литературы:
Прежде всего, надо сказать о том, что впервые юбилейную выставку решали не как чисто монографическую, а на широком литературном и социальном фоне. Она должна была рассказывать о Поэте в контексте его времени и всех пересечений с искусством этого времени. Решая эту задачу, Е.А. предложил всю конструкцию выставки расположить по центру залов, на стеклянных стендах. К стендам примыкали с обеих сторон витрины для книг и рукописей, личных вещей
Такое решение ставило достаточно сложные задачи, как смысловые (соотношение тем), так и технические — прозрачность стендов требовала абсолютного совпадения наклеиваемых на них экспонатов во имя эстетического восприятия выставки.
Размещение выставки по центру залов решало ещё одну наиважнейшую задачу — высвобождалась архитектура самого помещения — Нарышкинских палат
Выставка была сразу высоко оценена профессионалами и активно посещалась весь срок своей работы. Если и можно было найти
<…>
Мы же, «революционным» высвобождением стен в залах Нарышкинских палат будем пользоваться ещё неоднократно, как и свободным размещением витрин и стендов в других помещениях, а «блоковские» стёкла служат нам до сих пор.
1982. К
И вновь на Петровке. Экспозиционная группа — сотрудники отдела советской литературы. Мне выпала честь (как впоследствии и на экспозиции 1984) быть «комиссаром» (теперь бы сказали «куратором»),
Е.А. широко использует всю площадь залов, расставляя витрины в ритме, подсказанном конфигурацией залов. Витрины — квадраты с площадкой наверху, от которой с сильным наклоном по всем четырём сторонам расходятся собственно витрины, достаточно глубокие, чтобы в них могли разместиться и книги, и мемориальные предметы. Витрины скошены, а «полы» у них — ровные, материал не съезжает. По центру — «пол» несколько углублён. В углублениях — рукописи. Высота витрин — удобная для осмотра.
От верхней площадки витрин натягивались к потолку проволочные тросы, сходящиеся в одной точке. На них крепились плакаты и рукописи (муляжи), которые как бы летали в воздухе как листовки. Этот приём Е.А. использует и на экспозиции «Истории литературы ХХ века» в установке, посвящённой роману Горького «Мать». Но там это будет единичный случай. На данной выставке это было одним из принципиальных приёмов.
В довершение всех эффектов — по центру третьего, центрального, зала была подвешена модель первого спутника в размер оригинала,
Надо сказать, что Евгений Абрамович очень любил всякие технические усовершенствования при монтаже выставок и, узнав о существовании
На следующей экспозиции (1984) у Е.А. возникает мысль о том, что для прочности клеить рамки на стекло с двух сторон (они должны совпадать) нужно исключительно авиационным клеем. Родственные связи дали возможность обратиться к самому Туполеву — руководителю одного из крупнейших авиаконструкторских институтов. Обещает узнать и, смущаясь, приносит маленькую пробирку — а нам нужно наклеить десятки окантовок. Монтажники наклеивают, втихую, просто на ПВА. Е.А. в отчаянии — быстро отклеится! — продержалось до снятия экспозиции.
Как жаль, что Е.А. не дожил до многих технических возможностей сегодняшнего дня — купить можно так много вещей, облегчающих монтаж! А в годы его работы, многое приходилось делать, как говорится — на коленке!
Интереснейшей работой коллектива с Розенблюмом стало создание в 1983 г. выставки к
Дизайн выставки был подсказан поворотом темы, её «технической» составляющей. Так, одна из установок, играющих роль витрины, представляла собой как бы часть печатного станка, «выбрасывающего» на зрителя книги Маяковского.
<…>
1984 год. Открываем вновь экспозицию, посвящённую литературе ХХ века. Теперь в Трубниковском переулке, в доме, который принадлежал
Экспозиционная группа по подготовке новой экспозиции — отдел советской литературы. Художник — Розенблюм. Открытию предшествовала кропотливая научная работа: анализировались материалы экспозиции 1967 года, учитывались изменения в подходе к истории литературы ХХ века, происшедшие с того времени. За эти годы возвращались в общественное сознание имена репрессированных в
«Изюминка» была найдена Евгением Абрамовичем после многодневных, многочасовых обсуждений будущей экспозиции с научной группой. Е.А. предложил рассматривать советскую литературу в целом как явление классическое,
Под вертикальной витриной была спроектирована (и это осуществлено) ещё одна открытая полка и шкафчик с закрытыми дверцами для размещения в первом — современных изданий для чтения текстов; во втором — иллюстраций, как дополнительного материала для работы с группами. И то и другое вызвало у экспозиционеров основательное сомнение по возможности использования
<…>
В каждом зале — то по центру, то в «красном» углу зала, были смонтированы «ударные» установки, акцентирующие основную идею раздела и внимание посетителя на творчестве главного «героя», наиболее ярко её выразившего. В них основные материалы размещались на стёклах («блоковских»), а витрины — горизонтальные. Ряд установок в соответствии с характером экспонатов, обходился без витрин. Так, в зале литературы первых послереволюционных лет, где «установка» размещалась по центру, использовались плакаты Маяковского и его соратников, пишущая машинка Демьяна Бедного, листовки и издания того времени.
В следующем зале посетитель шёл как бы через стеклянный коридор, между двумя установками, посвящёнными Маяковскому и Есенину. Такое «физическое» противостояние материалов подчёркивало единство во времени и «самость» каждого из этих, часто противоборствующих друг с другом (как на эстраде, так и в умах) поэтов.
В зале
В зале, посвящённом литературе Великой Отечественной войны, одним из символов была модель скульптуры Д.Митлянского «Мальчики 1941. Памяти моих погибших одноклассников», а главным центром зала, пожалуй, стенд, посвящённый поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» — поэме, ставшей поистине народной.
Экспозиция вышла очень эффектная, хорошо читаемая и удобная для работы с группами экскурсантов.
<…>
Экспозиция 1984 года стала последней завершённой работой
Последние творческие встречи с Е.А. носили остро дискуссионный характер, приведшие к разрыву наших рабочих контактов.
Рассказывая об этом, нельзя не вспомнить о сессии Творческого проблемного Семинара директоров литературных музеев, проходившего в 1988 г. в селе Константинове, в
Евгений Абрамович к этому времени, думаю, не без влияния достаточно амбициозных позиций своих учеников (его школа музейного дизайна, работавшая ежегодно на Сенеже, сыграла большую роль в развитии этого направления искусства), на этом семинаре страстно доказывал приоритет художника над экспозиционером при создании музейной экспозиции. Музейное сообщество дружно отстаивало позицию сотворчества экспозиционера и художника. В работе Семинара тогда активнейшими участниками были такие руководители литературных музеев, как
Однако в следующих проектах Евгения Абрамовича идея прерогативы художника в экспозиции стала ощущаться очень явно. Когда возникла мысль о создании в Нарышкинских палатах экспозиции по истории классической литературы, Е.А. предложил своеобразное решение — сквозь всю экспозицию, протянуть «улицу» вдоль которой, с двух сторон протянутся «дома» с окнами — витринами, в которых и будет разворачиваться во времени экспозиционное действие. Для более явственного воплощение тем Е.А. предлагал насыщение экспозиции изображением литературных персонажей, выполненных по нашему заказу скульптором Барановым (по мысли Е.А. — в раскрашенном гипсе). Таких фигур, по предположению Е.А. должно было быть не менее двадцати.
Если основная концепция —
Сама же идея включения в экспозицию образов «литературных героев» Е.А. не оставляла, как и использования идеи «улицы» внутри экспозиции. Так, Е.А., приступив к разработке проекта экспозиции по литературе
Учитывая, что экспозиция должна была осуществляться в «Аксаковском» доме, ампирные интерьеры которого не только гармонировали с предполагаемым содержанием, но и носили мемориальный характер (Аксаковы
Так и разошлись, не найдя согласия и фактически расставшись.
Экспозицию, с опорой на интерьерные решения, сделали с Еленой Николаевной Лавровой. В «синей гостиной» главенствующей стала гоголевская тема. Обстановка комнат служила оборудованием — здесь, на преддиванном столе лежало издание «Мёртвых душ» с обложкой работы Гоголя, напоминая о чтении глав «Поэмы» самим писателем. Другие залы своими интерьерами напоминали то о писательском кабинете, то о редакции литературного журнала, то о публичной библиотеке как символе возрастающей роли литературы. Экспозиция, названная «Альманах русской литературы 1840–1880 годов» счастливо проработала до постановки дома на реставрацию. Но это уже другая история — без Евгения Абрамовича Розенблюма.
«Разрыв» с
См. полностью: Звено 2012. Вестник музейной жизни: ГЛМ / Сост.