+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Детям
  3.  Детские программы на заказ
  4.  Детские интерактивные занятия в Доме И.С. Остроухова

Детские интерактивные занятия в Доме И.С. Остроухова

Дом И.С. Остроухова в Трубниках

Интерактивные занятия для школьников

Продолжительность занятий: 90 мин.
Количество человек в группе: до 15
Стоимость билета: 400 руб. на каждого ребенка, сопровождающий — 200 руб.
Все программы можно заказать для школьных и сборных групп в рабочие часы музея по телефону +7 495 695-53-08.

Занятие по сказкам А. С. Пушкина для дошкольников и школьников младших классов 6 +

«Любимые сказки»
На занятии участникам предстоит обсудить некоторые сказки, созданные Александром Сергеевичем Пушкиным. Поговорим о похожих сюжетах в сказках других народов, рассмотрим иллюстрации И. Билибина, Т. Мавриной и Б. Забирохина, а также поиграем в увлекательную настольную игру: при помощи игрового поля, кубика и фишек дети отправятся по следам сказочных героев.

Занятия для школьников младших и средних классов 7 +

1. «Пишем перьями»
На занятии поговорим об истории письменности и письменных принадлежностей. Будем рассматривать египетский папирус, пергамент, китайскую шелковую бумагу, попробуем разгадать старинную новгородскую загадку на берестяной грамоте и вывести буквы на восковой табличке. Также познакомимся со знаменитыми букварями Кариона Истомина и Александра Бенуа, поговорим о том, как выглядела глаголица и что скрыто в названиях кириллических букв. В заключении каждый ребенок напишет небольшое послание с помощью настоящего пера и чернил.

2. «Как стать волшебником и создать свою сказку»
В первой части занятия участники узнают интересные факты из истории создания знаменитых сказок и об их авторах, попробуют поменять героев сказок и события. Во второй части занятия участникам предстоит самим стать волшебниками и создать свою сказку. Для этого нужно будет понять, чем отличается сказка от фантастики, продумать сказочную фабулу и ее «мудрость», придумать сюжет, главных персонажей и описать события в сказочной литературно-правильной последовательности. Для начала участники разберут одну сказку и поймут, из чего она состоит, а затем попробуют сами сочинить сказку и даже нарисовать к ней красочную обложку или яркую иллюстрацию.

3. «Конструктор стихов и слов»
На занятии наше пространство превратится в литературную мастерскую, где мы вместе будем читать необычные стихи, сочинять свои поэтические произведения, придумывать интересные рифмы и забавные слова. Во время занятия на примере нескольких произведений Г. Сапгира, В. Маяковского и Саши Чёрного поговорим о том, чем стихотворение (поэзия) отличается от прозы, что такое рифма и ритм, как измерить размер стихотворения, что такое белый стих и бесконечное стихотворение. Участники занятия попробуют вместе сочинить несколько разных по форме стихов, поиграют в различные игры со словами и придумают собственные иллюстрации к стихам.

4. «Слово о первом букваре»
Букварь — это не просто книга по обучению грамоте, букварь — это история родного языка и культуры. Сопровождая уже не одно поколение первоклашек, букварь становится отражением своей эпохи и своего времени. На занятии мы будем рассматривать страницы букварей и азбук различных эпох: от Ивана Федорова до Александра Бенуа. Участники познакомятся с маленькими, «карманными» книжечками XVII века и богато иллюстрированными букварями XIX — начала XX веков. Поговорим также об истории русского алфавита, о реформах языка и «исчезнувших» буквах.

Занятия для школьников средних и старших классов 10 +

1. «В гостях у Остроухова»
На занятии мы поговорим об архитектуре первой половины XIX века и о доме И. С. Остроухова в Трубниковском переулке, который был построен в 1821 году. Участники занятия рассмотрят старинные планы и фотографии усадьбы, узнают, где прежде располагался сад и каретная, где жили слуги, а где хозяева, для чего нужно несколько гостиных и приемная, почему дом деревянный и зачем на его крыше появились фонари, которые ночью не горят. В конце занятия участники самостоятельно сделают открытку с видами городской усадьбы Остроуховых и раскладывающийся домик с интерьерами дома.

2. «МИФ: мы изучаем фразеологизмы»
Разберем подробно, что такое фразеологизм, откуда он возникает и как действует на восприятие информации. Во время интерактивного занятия участники услышат увлекательные истории о мифах Древней Греции и узнают, что означают и откуда взялись такие знакомые выражения, как «ящик Пандоры», «титанический труд», «кануть в Лету», «прометеев огонь», «провалиться в тартарары», «нить Ариадны», «прокрустово ложе», «панический страх» и многие другие.

Тематические занятия «Загадки и премудрости русского языка»

1. «Путешествие в слово»
Что такое «фразеологизм»? Как сделать нашу речь максимально чёткой, грамотной и образной? Как избежать ошибок? Ответы на эти вопросы мы ищем сообща, читая произведения классиков, прослушивая аудиозаписи, не забывая при этом о правилах орфографии, орфоэпии и стилистики.

2. «Язык города»
В чем различие между тем как говорят в Москвы и как в Санкт-Петербурге? Что такое «народная этимология»? Как понять фразу «призрак социализма»? Что такое «каламбур»? Каламбуры московские, европейские и американские. Попробуем совместными усилиями сотворить каламбуры, соревнуясь в остроумии.

3. «Век нынешний и век минувший»
Вспомним о великих людях, творивших во славу русского языка: М. Ломоносова, Н. Карамзина, В. Даля, А. Пушкина. Среди них были и славянофилы, и западники, в непримиримых спорах отстаивавшие свои взгляды на то, как должен развиваться язык. Шло время. Гусиные перья сменились стальными, из алфавита исчезли «яти» и «еры». Но до сих пор языковеды поднимают вопрос о необходимости языковых реформ. Мы будем читать стихи классиков XIX в., вспомним пословицы того времени, попытаемся перевести на современный язык излюбленные слова и выражения славянофилов. Самым смелым участникам мы предложим творческие задания.

4. «Ошибкам — бой!»
Мы все стремимся писать и говорить грамотно, без ошибок. Для этого мы учим правила и даже запоминаем правописание словарных слов. Кто-то делает это усердно, кто-то без особого энтузиазма… Цель нашего занятия — помочь ребятам выучить некоторые словарные слова, используя при этом зрительные образы, логические построения и неожиданные ассоциации. А еще мы вспомним ошибки, наиболее часто встречающиеся в устной и письменной речи, и постараемся избежать их повторения. Самые активные участники занятия уйдут домой с памятными призами.

Дом И. С. Остроухова в Трубниках
пер. Трубниковский, 17




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!