Детям
Мастерская рассказов «Путешествие героя». Для подростков 11–14 лет
Занятия Центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка»
по воскресеньям в 12:00, 14:00
Рассказ – самая распространённая литературная форма. Вы используете её каждый день, даже не замечая этого. Например, когда рассказываете родителям о том, что случилось в школе, или когда делитесь с другом (или подругой) тем, что с вами недавно (или давно) произошло. Так почему бы не научится превращать устный рассказ в законченное литературное произведение? Ведь оно строится по своим правилам, которые необходимо знать любому литератору! Тем более, что в основе любого, даже фантастического рассказа всегда лежат реальные события. Мы напишем связную историю о путешествии героя, где ему придется встретить необычных существ, поставить определенную цель, придумать, как добраться до этой цели. А нам, как авторам, придется разработать мир этого героя, продумать до мелочей персонажей и их мотивы.
Курс ведет Наталия Волкова, детская писательница и педагог, победитель Международной литературной премии им. П.П. Ершова, дипломант Международной литературной премии им. В. П. Крапивина. Автор поэмы «Киринблог», детских сказок и книг в жанре нон-фикшн.
Программа занятий
1. 1 февраля
Встреча с героем. Начинаем путешествие с жилища. Говорим об экспозиции и описаниях. Прорабатываем героя, раскрываем его прошлое и настоящее, рассказываем историю. Завязка – то, с чего начинается история.
Задание: ваш герой сидит в своем уютном доме. Создайте уютную атмосферу с помощью приемов визуализации. И тут он слышит стук в дверь. Кто-то просит о помощи.
Литература: «Восьмирье» Марина Ясинская, цикл «Пряхи» Тамара Михеева
Задание: ваш герой сидит в своем уютном доме. Создайте уютную атмосферу с помощью приемов визуализации. И тут он слышит стук в дверь. Кто-то просит о помощи.
Литература: «Восьмирье» Марина Ясинская, цикл «Пряхи» Тамара Михеева
2. 8 февраля
Продолжение завязки, герой – избранный. Нежданный гость оставляет герою карту.
Задание: опишите карту, которую оставили вашему герою. Это карта мест, где магия мира истончилась. И персонаж — единственный, кто может помочь. И вернуть магию. Опишите реакцию героя.
Литература: «Плоский мир» автор Терри Пратчетт, Толкин «Властелин Колец», Стругацкие, «Хроники Нарнии» автор Клайв Льюис, «Земноморье» автор Урсула Ле Гуин
Задание: опишите карту, которую оставили вашему герою. Это карта мест, где магия мира истончилась. И персонаж — единственный, кто может помочь. И вернуть магию. Опишите реакцию героя.
Литература: «Плоский мир» автор Терри Пратчетт, Толкин «Властелин Колец», Стругацкие, «Хроники Нарнии» автор Клайв Льюис, «Земноморье» автор Урсула Ле Гуин
3. 15 февраля
Что такое «уютное фэнтези»? Как достигается эта уютность? Поговорим о деталях. У нас появится некий предмет с историей, который расскажет герою о его избранности и о миссии. Через предмет открывается тайна.
Задание: герой – избранный, и он получает (сам делает некий артефакт, который нашел с помощью карты), с помощью артефакта ищет первый пункт.
Задание: герой – избранный, и он получает (сам делает некий артефакт, который нашел с помощью карты), с помощью артефакта ищет первый пункт.
Литература: «Светлик Тучкин и Пузырь желаний» Виктория Ледерман, «Шел по городу волшебник» Томин Юрий
4. 22 февраля
Мир и герой раскрываются постепенно. Герою необходим артефакт, о котором мы уже говорили. Артефакт связан с историей и мифологией мира, который мы создали. Рассказываем мифы этого мира, герой совершает ритуал – опиши его. Открываем двери в другой мир.
Задание: Описание процесса. Добавляем в историю философские рассуждения.
Литература: «Американские боги» Нил Гейман, «Книга Пыли» Филип Пулман
5. 1 марта
Предмет открывает дверь туда, где нельзя оказаться просто так. Описываем необычный мир, его красоту, его особенности, но помним, что у этого мира есть проблема. Магия исчезла! Как повлияет переход на героя? Задание: описание мира. Правило: чем страннее, тем подробнее.
Литература: «Мальчик, который заставил мир исчезнуть» Бен Миллер.
6. 8 марта
В необычном мире герой встречает помощника (Хранителя), который рассказывает, что случилось с магией (нарушены законы). Чтобы исправить ситуацию, нужно найти три предмета, которые вместе обладают силой возрождения. Хранитель дает первую загадку, ведущую к одному из них. Придумываем загадку и описываем поиски. Точно так же – со следующим предметом, только задачи усложняются.
Задание: Описание процесса поисков
7. 15 марта
Кульминация. Перед нахождением третьего предмета герой сталкивается с собственными сомнениями или страхами, которые принимают физическую форму. Как герой преодолевает это внутреннее препятствие? Покажите его сомнения, борьбу и победу. Есть и внешнее препятствие: надо чем-то пожертвовать, чтобы добраться до третьего предмета (может быть дорогое воспоминание, обещание или часть своего времени).
Кульминация. Перед нахождением третьего предмета герой сталкивается с собственными сомнениями или страхами, которые принимают физическую форму. Как герой преодолевает это внутреннее препятствие? Покажите его сомнения, борьбу и победу. Есть и внешнее препятствие: надо чем-то пожертвовать, чтобы добраться до третьего предмета (может быть дорогое воспоминание, обещание или часть своего времени).
Задание: поиски третьего предмета, нагнетание, замедление повествования.
8. 22 марта
Кульминация и развязка. Возвращение в тот мир магии. Опишите ритуал возвращения: песни, заклинания, танец, использование всех трех предметов. Что происходит в момент кульминации?
Задание: опишите, как мир оживает и меняется. Что чувствует герой? Что получает герой? Возможно, это возможность услышать или увидеть что-то? Возвращение домой. Но теперь он видит его по-новому.
Литература: «Дарители» Екатерина Соболь, «Часодеи» Наталья Щерба, «Бесшабашный» Корнелия Функе, «Авионеры» Марина Ясинская, «Летящие сказки» Владислав Крапивин, «Ключ от королевства» Сергей и Марина Дяченко.
Продолжительность занятия — 1 час 20 минут.
Расписание:
1, 8, 15, 22 февраля, 1, 8, 15, 22 марта 2026 г.
Стоимость:
- абонемент (8 занятий) — 7 200 руб.
- льготный абонемент (8 занятий): 6 000 руб. Льгота предоставляется при покупке второго и последующих абонемента в одной семье.
Старт общих продаж абонементов на 25/26 учебные года: 2 июля 2025 года в 13:00
Купить абонемент 12:00
Купить абонемент 14:00
Обратите внимание! Если возраст ребенка не соответствует возрастному ограничению курса, музей оставляет за собой право вернуть абонемент и не допустить до занятий. В исключительных случаях после старта абонемента музей оставляет за собой право вернуть оплату в одностороннем порядке.
Чтобы попасть в лист ожидания центра «Арка Марка», оставьте свои контакты в форме по ссылке.
Мы обязательно свяжемся с вами, если у нас появятся места в заинтересовавшей вас группе.
Мы обязательно свяжемся с вами, если у нас появятся места в заинтересовавшей вас группе.
Доходный дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, второй подъезд
arkamarka@goslitmuz.ru
ВКонтакте | Telegram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51