Детям

Мастерская рассказов «Создаем миры». Для подростков 11–14 лет

Мастерская рассказов «Создаем миры». Для подростков 11–14 лет Музейный центр «Зубовский, 15»

Занятия Центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка»

по будням в 15:00

Рассказ – самая распространённая литературная форма. Вы используете её каждый день, даже не замечая этого. Например, когда рассказываете родителям о том, что случилось в школе, или когда делитесь с другом (или подругой) тем, что с вами недавно (или давно) произошло. Так почему бы не научится превращать устный рассказ в законченное литературное произведение? Ведь оно строится по своим правилам, которые необходимо знать любому литератору! Тем более, что в основе любого, даже фантастического рассказа всегда лежат реальные события.

Курс ведет Наталия Волкова, детская писательница и педагог, победитель Международной литературной премии им. П.П. Ершова, дипломант Международной литературной премии им. В. П. Крапивина. Автор поэмы «Киринблог», детских сказок и книг в жанре нон-фикшн.

Программа занятий

1. 16 июня — Знакомство. 
Что такое рассказ? Краткая история жанра, его особенности. Чтение и обсуждение рассказов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак из сборника «Школа Шредингера», обсуждение.
Задание: придумываем идею собственного рассказа, записываем ее графически.


2. 17 июня — Сюжет и структура рассказа.
Основные элементы композиции: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Чтение и обсуждение рассказа О.Генри «Последний лист» — разбор структуры.
Задание: составление плана рассказа (составим коллаж).

3. 18 июня — Герои и характеры. 
Как создать интересного героя. Прочитаем отрывки, где присутствует появление героя: про Наташу из «Войны и Мира», про Динку из «Динки», про Тоню из «Тони Глиммердал» и про героев книги «Вратарь и Море» Марии Парр.
Задание: попробуем представить себя Шерлоком Холмсом, для которого важны все детали персонажа, не только, какой у него нос, но и есть ли пятно на рукаве или какими духами он сегодня душился и почему. Придумываем героя, а вопросы нам помогут. Пишем рассказ, в котором герой постепенно раскрывается.

4. 19 июня — Диалоги, голос героя..
Поговорим о роли диалогов в рассказе, о приемах передачи голоса персонажа. Прочитаем известные диалоги, разберем, как в них раскрываются персонажи.
Задание: пишем рассказ, состоящий из диалогов

5. 20 июня — Место действия и атмосфера.
Пространство рассказа создает атмосферу, задает тон, раскрывает конфликт и героев. Виды описаний: подробные, лаконичные, эмоциональные. Разберем на примерах. Читаем отрывок из Фазиля Искандера «Детство Чика»: как автору удалось напугать и героя, и читателей?
Задание: создаем атмосферный рассказ. Страшный, смешной, таинственный...

6. 23 июня — Конфликт и развитие действия.
Что такое конфликт и зачем он нужен в рассказе? Какие виды конфликтов бывают. Читаем рассказ Александра Крестинского «А может, он заболел?» -- обсуждаем, какой смысл в нем скрыт. Обсуждаем начало книги «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн, когда героиня приходит в школу. Попробуем пересказать этот отрывок в двух предложениях. Вспомним школьные конфликты, когда приходилось противостоять одноклассникам или учителям.
Задание: написать рассказ, где будет конфликт.  

7. 24 июня — Начало и конец. Разные виды композиций. 
Как заинтересовать читателя с самого начала? Читаем и разбираем разные начала книг. Варианты концовок: открытая, закрытая, с неожиданным концом, зеркальный, кольцевой.
Задание: написать захватывающее начало для своего рассказа и концовку, потом анонимно читаем разные начала и концовки и выбираем то, что хотелось бы прочитать целиком. Дописываем рассказ. 

8. 25 июня — Смешно? Фантастически смешно  
Самое сложное — написать смешной рассказ. Напугать легче, чем рассмешить. Читаем смешные рассказы Станислава Востокова, обсуждаем, как они сделаны. Элементы смешного: эффект неожиданности, понимание поступков героев, гипербола, гротеск, ирония, сатира, самоирония, юмор, повторение смешной ситуаций «Комедия положений» и «Комедия ошибок».
Задание: написать смешную и фантастическую истории.

9. 26 июня — Жанры и стили. Эксперименты с формой.  
Краткий обзор жанров: детектив, фантастика, фэнтези, реализм и т.д. Как выбрать стиль для своего рассказа? Читаем и обсуждаем рассказы в разных жанрах.
Задание: переписать рассказ в другом жанре. Сделать из школьного рассказа фантастический, из детективного фэнтези и т.д.

10. 27 июня — Редактирование.
Важный этап работы над рассказом. Обсуждаем типичные ошибки начинающих авторов.
Задание: обмениваемся рассказами для взаимного редактирования и комментариев

Занятия проводятся по будням в 15:00 в центре «Арка Марка». 

Продолжительность занятия — 1 час 20 минут.

Расписание:

16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 26, 27 июня 2025 г.

Стоимость:

  • абонемент (10 занятий) — 9 000 руб. 
  • льготный абонемент (10 занятий): 7 000 руб. Льгота предоставляется при покупке второго и последующих абонемента в одной семье.


Обратите, пожалуйста, внимание! Если возраст ребенка не соответствует возрастному ограничению курса, музей оставляет за собой право вернуть абонемент и не допустить до занятий.

Чтобы попасть в лист ожидания центра «Арка Марка», оставьте свои контакты в форме по ссылке.
Мы обязательно свяжемся с вами, если у нас появятся места в заинтересовавшей вас группе.

Доходный дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, второй подъезд

arkamarka@goslitmuz.ru
ВКонтакте | Telegram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51