+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Детям
  3.  Детский центр «Арка Марка»
  4.  Программы для детей 10–15 лет
  5.  Чтение с приключением. Для подростков 10–14 лет

Чтение с приключением. Для подростков 10–14 лет

Занятия Центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка»

для подростков 10–14 лет
по субботам в 11:00 онлайн и в 12:40 очно и по воскресеньям в 11:00 и 12:40 очно раз в две недели

Чтобы стать писателем, сперва нужно стать внимательным и думающим читателем. В этом году приглашаем ребят приоткрыть калитку в «Сад литературных секретов» и вместе исследовать его закоулки. На фрагментах текстов классиков разберём основные понятия и приёмы, которыми пользуются известные писатели от Шекспира до Чехова и Роулинг, и тут же попробуем применить удачные находки в своих сочинениях. Чем плох «картонный» герой и как его оживить? Почему первая фраза часто решает всё? Может ли «море пахнуть арбузом» и как передать словами вкусы, запахи и настроения? Как закрутить интригу покруче и не завязнуть в ней самому? На тропинках волшебного сада нам повстречаются важные термины: метафора и эпитет, гипербола и гротеск, штамп и клише, кульминация и «клиффхэнгер» - а также будоражащие фантазию творческие задания. Приятной литературной прогулки!

Билет на 10 декабря в 11:00

Программа первого полугодия (подробнее)

1. «Начало начал» (30 сентября-1 октября)

Начать историю — казалось бы, что может быть проще. Но отчего многих так тяготит страх чистого листа? Как поймать читателя на крючок самой первой фразой и что в ней непременно должно быть? В каком месте находится завязка и чем она отличается от пролога и предыстории? Зачем нужен эпиграф? Литературные герои то въезжают в начало романа на бричке, то чихают с первых строк, а то притворяются самыми скучными людьми... Проследим за ними и поработаем над началом собственных историй.

2. «Картонный персонаж против супергероя» (14-15 октября)

Есть персонажи настолько живые, что они буквально готовы спрыгнуть со страниц книги — иногда читатели даже не сомневаются, что их кумиры реальны: как произошло, например, с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Но бывает, что автор щедро наделяет героя всевозможными талантами, а интереса у публики он совсем не вызывает, как же быть? Разберем на классических примерах, как авторы прорабатывают речь и внешность героя: у кого волосы цвета мёда, кто упакован «в футляр», кто любит уменьшительно-ласкательные словечки, а кто громко бранится. Поговорим также о говорящих именах, ярких деталях и характерных поступках.

3. «Эти коварные штампы» (28-29 октября)

Как велико искушение закончить запутанную историю фразой: «И тут наш герой проснулся!». Или объяснить все события наличием брата-близнеца. И если в романе возникает злодей, то он непременно будет зловеще хохотать, а мир спасет отпетый неудачник, сирота, избранный высшими силами. Все это избитые сюжетные ходы, штампы и клише. Подлинные же гении пера даже из заезженных сюжетов умудряются сделать что-то совершенно новое — как, например, А.С. Пушкин в своих «Повестях Белкина». Вместе будем ломать штампы и искать новые сюжетные повороты и речевые обороты.

4. «Где начинается магия...» (11-12 ноября)

Если автор наделяет героя крючковатым носом до самого подбородка, то, скорее всего, это гипербола — преувеличение. Если нос внезапно сбегает с лица у героя, как в повести Н.В. Гоголя, то это уже гротеск — преувеличение до фантастической степени. А вот если странные вещи в мире произведения происходят сплошь и рядом, а им вовсе никто не удивляется, то, возможно, перед вами пример литературы абсурда или магического реализма. Как во всем этом разобраться? Будем нарушать правила вместе с классиками, чтобы зажечь в тексте искру волшебства.

5. «Конец — делу венец» (25-26 ноября)

По словам А.П. Чехова, как только ты закончил произведение, нужно обрезать у него начало и конец — получится гораздо эффектнее. А вот Л.Н. Толстой конец не обрезал, а еще и нагружал массивным эпилогом. Сколько же существует разных вариантов закончить произведение? Уместно ли оставлять не распутанные загадки и обрывать все открытым финалом? Как использовать «клиффхэнгеры», метод «красной селедки» и держать читателя в напряжении до решающей точки? А то и до следующего тома? Раскроем тайну ударной концовки.

6. «Новые времена — новые сказки» (9-10 декабря)

Понятие «старая сказка на новый лад» существовало давно, а сейчас широко входит в обиход термин «ретеллинг»: появляются фильмы, в которых отпетые сказочные злодеи становятся обиженными сиротами, а романтичные принцессы, наоборот, — коварными интриганками, давно знакомые герои обретают новые подробности биографии, предысторию или помещаются в современные условия. А иногда старую историю можно поведать от лица второстепенного героя: например, крысы, которая побывала кучером у Золушки. Или и вовсе создать альтернативную вселенную. Будем вдыхать новую жизнь в старые, как мир, сюжеты!


Программа второго полугодия (подробнее)

7. «Флейта водосточных труб и другие инструменты» (10-11 февраля)

Сюжет построен, герои придуманы, но этого еще не достаточно — одного писателя от другого отличает, прежде всего, образный язык. Мы безошибочно отличим, например, Пушкина от Гоголя, а Маяковского от Есенина по уникальной метафорике, по авторскому голосу. Как придумывать новые метафоры и оживлять привычные, пользоваться яркими эпитетами и задействовать при написании текста все органы чувств — в этом и будем практиковаться на занятии.

8. «Коридор отражений» (24-25 февраля)

Литературные герои существуют не в вакууме, а в пространстве противоположностей — их зачастую окружают двойники, тени, «вторые я», ну и, конечно же, соперники—антагонисты и скрытые или явные враги. Конфликты возникают даже среди старых друзей, страстных влюбленных и в самых дружных семьях. Без этой сети конфликтов не было бы движения в тексте, они необходимы писателю как воздух. Конфликт с самим с собой, конфликт со всем миром — конфликт на конфликте! Будем разбираться, почему когда в истории все слишком хорошо — это нехорошо.

9. «Глазами кролика...» (9-10 марта)

Иногда для того, чтобы лучше разглядеть противоречия человеческого мира, автор изучает его глазами иного существа — например, робота из фантастических рассказов Айзека Азимова, или фарфорового кролика Эдварда из книги К. Дикамилло, или свиньи—копилки из сказки Г.Х. Андерсена. Олицетворение, персонификация — эти приемы знакомы нам ещё со времен античной мифологии, где у каждой стихии было свое божественное воплощение. Литература позволяет оживлять неживое, так воспользуемся же этой возможностью.

10. «Когда подражать — полезно» (23-24 марта)

Пародия, стилизация, мистификация — создание подобных текстов может быть просто развлечением или иметь коварную цель, а может быть и прекрасным литературным упражнением. Вообразите, что вам надо «подделать« текст из 19—го века, виртуозно оперируя устаревшими словами. Или сымитировать речь неграмотного дикаря с необитаемого острова. Или написать стихотворение в стиле знаменитого поэта. Недаром некоторые пародисты, как, например, Козьма Прутков, навсегда остались в истории. Подражать невредно, если делать это с умом и вкусом!

11. «А что есть новенького почитать?» (6-7 апреля)

Люди всегда стремились фантазировать о прошлом и будущем — каким оно было и каким будет? А что если где-то остался таинственный остров, целиком и полностью живущий по законам средневековья? А что если однажды человечество сможет построить идеальное счастливое общество? Или, наоборот, погрузится во мрак и разруху? Такие размышления породили жанры утопии и антиутопии — попробуем порассуждать и мы, вообразив собственный уникальный мир.

12. «Ты да я, да мы с тобой — писатели!» (20-21 апреля)

Первую «фабрику авторов» создал еще знаменитый Александр Дюма: часто он только правил своей гениальной рукой то, что приносили ему наёмные писатели. Но иногда соавторство рождается само собой — по большой дружбе и душевной привязанности, как, например, у И. Ильфа и Е. Петрова, у Нила Геймана и Терри Пратчетта, или из научной солидарности — как у легендарных братьев Гримм. Легко ли творить в команде? Исследуем феномен творческих тандемов и, конечно же, поэкспериментируем.

Ведущая: Валентина Дегтева, детская писательница, филолог и педагог

Расписание:

Субботние группы: 30 сентября, 14, 28 октября, 11, 25 ноября, 9 декабря 2023 г., 10, 24 февраля, 9, 23 марта, 6, 20 апреля 2024 г.

Воскресные очные группы: 1, 15, 29 октября, 12, 26 ноября, 10 декабря 2023 г., 11, 25 февраля, 10, 24 марта, 7, 21 апреля 2024 г.

Стоимость:

  • годовой абонемент (12 занятий) — 8 400 руб., (при покупке с 10 августа до 9 сентября 2023, при покупке с 10 сентября 2023 — 9 000 руб.).
  • льготный абонемент на год (12 занятий): 7 200 руб. Льгота предоставляется при покупке абонемента для второго ребенка в семье.
  • разовое онлайн-занятие — 850 руб.

Все абонементы проданы

Чтобы попасть в лист ожидания центра «Арка Марка», оставьте свои контакты в форме по ссылке.
Мы обязательно свяжемся с вами, если у нас появятся места в заинтересовавшей вас группе.

Занятия проводятся в двух форматах: по субботам онлайн через платформу Яндекс.Телемост в 11:00, по воскресеньям — в центре «Арка Марка» в 11:00 и 12:40 раз в две недели.

Адрес и режим работы кассы:
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, первый подъезд
вт, пт, сб, вс — 11:00–17:30, ср, чт — 14:00–20:30, пн — выходной
Дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, второй подъезд
arkamarka@goslitmuz.ru
ВКонтакте | Telegram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.