Детям

Чтение с приключением. Для подростков 10–14 лет

Музейный центр «Зубовский, 15»

Занятия Центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка»

по субботам в 11:00 онлайн и в 12:40 очно и по воскресеньям в 11:00 и 12:40 очно раз в две недели

Чтобы стать писателем, сперва нужно стать внимательным и думающим читателем. В этом году приглашаем ребят приоткрыть калитку в «Сад литературных секретов» и вместе исследовать его закоулки. На фрагментах текстов классиков разберём основные понятия и приёмы, которыми пользуются известные писатели от Шекспира до Чехова и Роулинг, и тут же попробуем применить удачные находки в своих сочинениях. Чем плох «картонный» герой и как его оживить? Почему первая фраза часто решает всё? Может ли «море пахнуть арбузом» и как передать словами вкусы, запахи и настроения? Как закрутить интригу покруче и не завязнуть в ней самому? На тропинках волшебного сада нам повстречаются важные термины: метафора и эпитет, гипербола и гротеск, штамп и клише, кульминация и «клиффхэнгер» - а также будоражащие фантазию творческие задания. Приятной литературной прогулки!

Программа первого полугодия (подробнее)

1. «Начало начал» (30 сентября-1 октября)

Начать историю — казалось бы, что может быть проще. Но отчего многих так тяготит страх чистого листа? Как поймать читателя на крючок самой первой фразой и что в ней непременно должно быть? В каком месте находится завязка и чем она отличается от пролога и предыстории? Зачем нужен эпиграф? Литературные герои то въезжают в начало романа на бричке, то чихают с первых строк, а то притворяются самыми скучными людьми... Проследим за ними и поработаем над началом собственных историй.

2. «Картонный персонаж против супергероя» (14-15 октября)

Есть персонажи настолько живые, что они буквально готовы спрыгнуть со страниц книги — иногда читатели даже не сомневаются, что их кумиры реальны: как произошло, например, с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Но бывает, что автор щедро наделяет героя всевозможными талантами, а интереса у публики он совсем не вызывает, как же быть? Разберем на классических примерах, как авторы прорабатывают речь и внешность героя: у кого волосы цвета мёда, кто упакован «в футляр», кто любит уменьшительно-ласкательные словечки, а кто громко бранится. Поговорим также о говорящих именах, ярких деталях и характерных поступках.

3. «Эти коварные штампы» (28-29 октября)

Как велико искушение закончить запутанную историю фразой: «И тут наш герой проснулся!». Или объяснить все события наличием брата-близнеца. И если в романе возникает злодей, то он непременно будет зловеще хохотать, а мир спасет отпетый неудачник, сирота, избранный высшими силами. Все это избитые сюжетные ходы, штампы и клише. Подлинные же гении пера даже из заезженных сюжетов умудряются сделать что-то совершенно новое — как, например, А.С. Пушкин в своих «Повестях Белкина». Вместе будем ломать штампы и искать новые сюжетные повороты и речевые обороты.

4. «Где начинается магия...» (11-12 ноября)

Если автор наделяет героя крючковатым носом до самого подбородка, то, скорее всего, это гипербола — преувеличение. Если нос внезапно сбегает с лица у героя, как в повести Н.В. Гоголя, то это уже гротеск — преувеличение до фантастической степени. А вот если странные вещи в мире произведения происходят сплошь и рядом, а им вовсе никто не удивляется, то, возможно, перед вами пример литературы абсурда или магического реализма. Как во всем этом разобраться? Будем нарушать правила вместе с классиками, чтобы зажечь в тексте искру волшебства.

5. «Конец — делу венец» (25-26 ноября)

По словам А.П. Чехова, как только ты закончил произведение, нужно обрезать у него начало и конец — получится гораздо эффектнее. А вот Л.Н. Толстой конец не обрезал, а еще и нагружал массивным эпилогом. Сколько же существует разных вариантов закончить произведение? Уместно ли оставлять не распутанные загадки и обрывать все открытым финалом? Как использовать «клиффхэнгеры», метод «красной селедки» и держать читателя в напряжении до решающей точки? А то и до следующего тома? Раскроем тайну ударной концовки.

6. «Новые времена — новые сказки» (9-10 декабря)

Понятие «старая сказка на новый лад» существовало давно, а сейчас широко входит в обиход термин «ретеллинг»: появляются фильмы, в которых отпетые сказочные злодеи становятся обиженными сиротами, а романтичные принцессы, наоборот, — коварными интриганками, давно знакомые герои обретают новые подробности биографии, предысторию или помещаются в современные условия. А иногда старую историю можно поведать от лица второстепенного героя: например, крысы, которая побывала кучером у Золушки. Или и вовсе создать альтернативную вселенную. Будем вдыхать новую жизнь в старые, как мир, сюжеты!


Программа второго полугодия (подробнее)

7. «Флейта водосточных труб и другие инструменты» (10-11 февраля)

Сюжет построен, герои придуманы, но этого еще не достаточно — одного писателя от другого отличает, прежде всего, образный язык. Мы безошибочно отличим, например, Пушкина от Гоголя, а Маяковского от Есенина по уникальной метафорике, по авторскому голосу. Как придумывать новые метафоры и оживлять привычные, пользоваться яркими эпитетами и задействовать при написании текста все органы чувств — в этом и будем практиковаться на занятии.

8. «Коридор отражений» (24-25 февраля)

Литературные герои существуют не в вакууме, а в пространстве противоположностей — их зачастую окружают двойники, тени, «вторые я», ну и, конечно же, соперники—антагонисты и скрытые или явные враги. Конфликты возникают даже среди старых друзей, страстных влюбленных и в самых дружных семьях. Без этой сети конфликтов не было бы движения в тексте, они необходимы писателю как воздух. Конфликт с самим с собой, конфликт со всем миром — конфликт на конфликте! Будем разбираться, почему когда в истории все слишком хорошо — это нехорошо.

9. «Глазами кролика...» (9-10 марта)

Иногда для того, чтобы лучше разглядеть противоречия человеческого мира, автор изучает его глазами иного существа — например, робота из фантастических рассказов Айзека Азимова, или фарфорового кролика Эдварда из книги К. Дикамилло, или свиньи—копилки из сказки Г.Х. Андерсена. Олицетворение, персонификация — эти приемы знакомы нам ещё со времен античной мифологии, где у каждой стихии было свое божественное воплощение. Литература позволяет оживлять неживое, так воспользуемся же этой возможностью.

10. «Когда подражать — полезно» (23-24 марта)

Пародия, стилизация, мистификация — создание подобных текстов может быть просто развлечением или иметь коварную цель, а может быть и прекрасным литературным упражнением. Вообразите, что вам надо «подделать« текст из 19—го века, виртуозно оперируя устаревшими словами. Или сымитировать речь неграмотного дикаря с необитаемого острова. Или написать стихотворение в стиле знаменитого поэта. Недаром некоторые пародисты, как, например, Козьма Прутков, навсегда остались в истории. Подражать невредно, если делать это с умом и вкусом!

11. «А что есть новенького почитать?» (6-7 апреля)

Люди всегда стремились фантазировать о прошлом и будущем — каким оно было и каким будет? А что если где-то остался таинственный остров, целиком и полностью живущий по законам средневековья? А что если однажды человечество сможет построить идеальное счастливое общество? Или, наоборот, погрузится во мрак и разруху? Такие размышления породили жанры утопии и антиутопии — попробуем порассуждать и мы, вообразив собственный уникальный мир.

12. «Ты да я, да мы с тобой — писатели!» (20-21 апреля)

Первую «фабрику авторов» создал еще знаменитый Александр Дюма: часто он только правил своей гениальной рукой то, что приносили ему наёмные писатели. Но иногда соавторство рождается само собой — по большой дружбе и душевной привязанности, как, например, у И. Ильфа и Е. Петрова, у Нила Геймана и Терри Пратчетта, или из научной солидарности — как у легендарных братьев Гримм. Легко ли творить в команде? Исследуем феномен творческих тандемов и, конечно же, поэкспериментируем.

Ведущая: Валентина Дегтева, детская писательница, филолог и педагог

Расписание:

Субботние группы: 30 сентября, 14, 28 октября, 11, 25 ноября, 9 декабря 2023 г., 10, 24 февраля, 9, 23 марта, 6, 20 апреля 2024 г.

Воскресные очные группы: 1, 15, 29 октября, 12, 26 ноября, 10 декабря 2023 г., 11, 25 февраля, 10, 24 марта, 7, 21 апреля 2024 г.

Стоимость:

  • годовой абонемент (12 занятий) — 8 400 руб., (при покупке с 10 августа до 9 сентября 2023, при покупке с 10 сентября 2023 — 9 000 руб.).
  • льготный абонемент на год (12 занятий): 7 200 руб. Льгота предоставляется при покупке абонемента для второго ребенка в семье.
  • разовое онлайн-занятие — 850 руб.

Продажа абонементов на 2024/25 гг. начнется в июне.

Чтобы попасть в лист ожидания центра «Арка Марка», оставьте свои контакты в форме по ссылке.
Мы обязательно свяжемся с вами, если у нас появятся места в заинтересовавшей вас группе.

Занятия проводятся в двух форматах: по субботам онлайн через платформу Яндекс.Телемост в 11:00, по воскресеньям — в центре «Арка Марка» в 11:00 и 12:40 раз в две недели.

Адрес и режим работы кассы:
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, первый подъезд
вт, пт, сб, вс — 11:00–17:30, ср, чт — 14:00–20:30, пн — выходной
Дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, второй подъезд
arkamarka@goslitmuz.ru
ВКонтакте | Telegram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51