+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Детям
  3.  Детский центр «Арка Марка»
  4.  Программы для детей 10–15 лет
  5.  Чтение с приключением. Для подростков 10–14 лет

Чтение с приключением. Для подростков 10–14 лет

Занятия Центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка»

по субботам в 11:00 и 12:40 на платформе Zoom и по воскресеньям в 11:00 и 12:40 очно раз в две недели

Для детей 10–14 лет

Большое литературное путешествие продолжается: на этот раз мы отправляемся в путь по дорогам сказок, мифов, легенд, классических романов и пьес вместе с «Цирком бродячих сюжетов». Как известно, сюжеты мировой литературы часто повторяются, и все равно каждый автор играет старое представление по-своему, а читателей всегда поджидают неожиданные повороты, новые кульбиты и спецэффекты.

Узнаем, как тема двойников связывает Электроника с Марком Твеном, что общего у олимпийских богов с супергероями из комиксов, сколько «одиссей» написано с тех пор, как Одиссей вернулся домой, кто писал о Ромео и Джульетте ещё до Шекспира, что лучше исполняет желания — шагреневая кожа или проданная тень, где, кроме романа Уэллса, прячется человек-невидимка, как Голем превратился в современного робота и многое-многое другое… Представление обещает быть увлекательным и познавательным.

Программа представляет собой волшебное путешествие по разным локациям, из которого ребенок возвращается с итоговым результатом — собранием своих первых сочинений.

Программа занятий

Цирк бродячих сюжетов 

Четвертое отделение (13 марта — 25 апреля)

11 занятие. Фельетон — кто он? (13–14 марта)

Фельетоны для газет и журналов писали А. П. Чехов, Марк Твен, Ильф и Петров, Тэффи, М. Зощенко, М. Жванецкий. Может быть, сейчас этот жанр и подзабыт, но он отлично подходит для оттачивания «гениальной краткости». Любую мысль можно заключить в лаконичную форму: почитаем знаменитые юморески и посоревнуемся в жанре остроумной миниатюры — весьма полезный навык в эпоху блогов и подкастов!

12 занятие. Цирк сновидений и театр марионеток (27–28 марта)

Цирк и театр — места таинственные и притягательные. О судьбе артистов написано как множество реалистических книг («Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, «Белый пудель» Куприна, «Мои звери» Дурова, «Девочка на шаре» Драгунского), так и сказок («Три толстяка» Юрия Олеши), и фантастических произведений («Надвигается беда» Рэя Брэдбери)... Заглянем за кулисы, где творят классики, и попробуем написать свою небольшую пьесу для бродячей труппы или театра марионеток.

13 занятие. А не выдумать ли нам язык? (10–11 апреля)

Писатели часто пользуются вымышленными языками, чтобы сделать свой мир убедительнее. Свифт, Толкин, Оруэлл, Урсула Ле Гуин, Роберт Хайнлайн и многие другие научили говорить своих героев на искусственном языке — «конланге», то есть языке сконструированном. Но слова в таких языках берутся, конечно же, не с потолка, а придумываются по определенным правилам. Давайте посмотрим, по каким, и, конечно же, попробуем создать и свой уникальный «новояз» или «воляпюк» для вымышленного народа.

14 занятие. Финал курса. "Робинзонада", или каждому — по острову! (24–25 апреля)

Ещё задолго до того, как Даниэль Дефо описал приключения Робинзона Крузо, о людях, потерпевших крушения и выживающих на необитаемых островах, писали древние египтяне, арабы и греки. Эта тема прозвучит у Шекспира, Киплинга и Берроуза, Жюля Верна, Голдинга и Кира Булычёва, а ещё в многочисленных сериалах и телешоу. Почему за конфликтом «человек один на один против природы» так интересно наблюдать? И есть ли у нас сегодня преимущества перед «робинзонами» прошлого?

Третье отделение (16 января — 28 февраля)

7 занятие. Писатели, которые играют в игры (16–17 января, конец 1 полугодия)

Мастер абсурда Льюис Кэрролл, играючи, отправил свою героиню Алису в мир, где всем заправляют карточные и шахматные королевы. По его стопам пошел и Сергей Михалков в пьесе «Смех и слёзы», где интриги плетут Пиковый Валет и Крестовая Дама. В шахматы на выживание пришлось сыграть и Гарри Поттеру, а американец Крис Ван Оллсбург создает книгу «Джуманджи», где сюжет разворачивается уже вокруг настольной игры... Идея заточить литературного героя в игровой мир вдохновила многих авторов — от Гофмана до Сьюзен Коллинз. В 21-м веке даже возникает новый жанр — ЛитРПГ: приключения героя внутри компьютерной игры. Переживет ли он время? Обсудим и попробуем написать свою вариацию по теме.

8 занятие. Попал, так попал! (30–31 января, старт 2 полугодия)

Ещё один «старый новый» жанр 21-го века — популярные приключения так называемых «попаданцев»: герой может провалиться в прошлое советских времён или в пещерную эпоху, оказаться заброшенным на далекую планету или в один из миллиардов параллельных миров. Дорогу жанру проторили, конечно же, Марк Твен с его «Приключениями янки при дворе короля Артура» и Э. Берроуз с «Марсианскими  хрониками», Клайв Льюис и Фрэнк Баум с Нарнией и страной Оз, относятся к нему и похождения мультипликационного Вовки в Тридевятом Царстве, старика Хоттабыча — в мире советских пионеров, Ивана Васильевича из комедии Леонида Гайдая и Алисы Селезневой из повести Кира Булычева... А куда забросишь своего героя ты и как он будет выкручиваться? Поглядим!

9 занятие. Сочинение по картине (13–14 февраля)

Картину можно похитить, и тогда перед нами — детектив. В ее мир можно проникнуть, и тогда перед нами — фэнтези. Картина может преследовать героя и стать причиной его гибели, тогда перед нами — мистика. Герой может влюбиться в изображение, и тогда мы получим романтическую историю... Но так или иначе — литература и живопись тесно связаны в книгах Эдгара По, Н. В. Гоголя, О. Уайльда, П. Трэверс, а также многих других авторов, в мифах и легендах мира. И если несколько человек попробуют описать одну и ту же картину, истории выйдут совсем непохожие... А как это лучше сделать и как делать точно не надо? Попробуем написать весьма необычное сочинение по картине!

10 занятие. Я к вам пишу — чего же боле? (27–28 февраля)

Твиттер и фейсбук, контакт и ватсапп, сургуч и свеча, перо и папирус, смайлики и иероглифы... Что их объединяет? Эпистолярный жанр, конечно же — испокон веков люди писали и пишут друг другу письма, даже если технические средства меняются. Как выглядело бы письмо Татьяны Лариной или Ваньки Жукова сегодня? Если есть роман в письмах, то может ли существовать роман-спам, роман-чат? От лаконичных спартанцев, римских философ-стоиков, Гёте и Достоевского — до дня сегодняшнего: практикуемся в написании писем в разных стилях.

Второе отделение (21 ноября – 20 декабря)

4 занятие. Крестная фея, джин из лампы, кот в сапогах и серый волк - легко ли работать волшебным помощником? (21–22 ноября)

Сюжет о бедном, но честном герое, которому помогает добиться успеха волшебный помощник, стар, как мир, но до сих пор бьет все рекорды по воплощениям и экранизациям. В чем же его секрет? Можно сказать, что феи и джины – это настоящие продюсеры для юных Золушек и Аладдинов, их менеджеры и агенты-импресарио. Откроем бюро "Волшебных помощников" и примерим на себя эту непростую роль: кому быстрее удастся сделать из своего героя звезду мировой известности? Тут все литературные приёмы хороши: гипербола, метафора, гротеск!

5 занятие. Когда звери были как люди: зачем мыши воевали с лягушками, а совы - с воронами (5–6 декабря)

Животный эпос – важная часть мировой литературы и культуры, которая была бы совсем иной без античных басен Эзопа, индийской Панчатантры, средневекового французского романа о Лисе... Отправимся на литературный маскарад, где каждый сможет выбрать себе зверя по душе и узнать его древнюю историю и аллегорическое значение. Коронуем царя зверей – вот только кто им станет? Итоги голосования в царстве животных могут быть совсем непредсказуемыми!

6 занятие. Ёлка, свечи и камин... Из чего складывается новогоднее волшебство? (19–20 декабря)

Чем ближе к новому году, тем больше хочется читать волшебные книги о заснеженных мирах, рождественские рассказы, святочные истории с трогательным финалом... Как написать такую историю? Какого героя выбрать? Как создать то самое новогоднее настроение? Изучим лучшие образцы жанра – произведения Дж. Р.Р. Толкина, С. Лагерлеф, О. Генри, Ч. Диккенса, Туве Янссон – и заглянем в нетипичные рождественские истории Терри Пратчетта, Тима Бёртона, Г. Бёлля. Праздник начинается с хороших книг!

Первое отделение (10 октября – 8 ноября)

1 занятие. Позвольте представиться, Шут Гороховый! (10–11 октября)

Нашу литературно-цирковую программу открывают шуты, простаки, недотёпы, недоросли и простофили – встречаем у причала целый "Корабль Дураков"! Почему этот сюжет был так популярен в Средние века? Каждый ли Иван Дурак может стать царевичем? Почему от дурака до мудреца только один шаг? И в чем загадка шута из пьесы Шекспира "Король Лир"?

2 занятие. 1000 способов укротить Дракона, или чего мы ещё не знаем о книжных хищниках (24–25 октября)

Поддаются ли драконы, химеры, гарпии, саламандры и прочие чуда-юда дрессировке? Или стоит всерьёз опасаться, как бы самим не угодить под их гипнотическое влияние? Миф о борьбе со змеем – один из самых древних, ключевых и бессмертных. Нашими учителями станут Добрыня Никитич и Ланселот, Зигфрид и Бильбо Беггинс, а вместо меча будем сражаться, конечно же, писательским пером.

3 занятие. В яблочко! (7–8 ноября)

Пришло время проверить меткость – в этом некоторым литературным героям нет равных: и Робин Гуд, и Вильгельм Телль били в цель без промаха. Не уступили бы им Зорро, капитан Блад и Владимир Дубровский. Стоит ли подаваться в благородные разбойники? Или лучше попробовать сочинить разбойничью песню и разбойничий роман? Поговорим об этих популярных жанрах 18-19 века.

Ведущая: Валентина Дегтева, детская писательница, филолог и педагог.

Стоимость: годовой абонемент на 14 занятий — 8 960 руб. 

При одновременной покупке двух абонементов на двоих детей из одной семьи стоимость второго абонемента — 6 720 руб.

Абонемент на 7 занятий (полгода) — 4 900 руб.

Занятия проводятся в двух формах: по субботам онлайн через платформу Zoom в 11:00, а по воскресеньям — в центре «Арка Марка» в 11:00 и 12:40 раз в две недели.

Абонементы можно приобрести онлайн или в кассе музея. Обратите внимание, что льготные абонементы (для второго ребенка) можно приобрести только в кассе музея.

Адрес и режим работы кассы: Зубовский бульвар, 15с1, 1 подъезд, вт, пт, сб, вс — 11.00–17.30, ср, чт — 11.00–20.30, пн — выходной.

Расписание:

Субботние онлайн-группы: 10, 24 октября, 7, 21 ноября, 5, 19 декабря 2020 г., 16, 30 января, 13, 27 февраля, 13, 27 марта, 10, 24 апреля 2021 г.

разовый билет сб, 11:00   

Воскресные очные группы: 11, 25 октября, 8, 22 ноября, 6, 20 декабря 2020 г., 17, 31 января, 14, 28 февраля, 14, 28 марта, 11, 25 апреля 2021 г.

Доходный дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, 2 подъезд

arkamarka@goslitmuz.ru
Facebook
Instagram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51