+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Детям
  3.  Детский центр «Арка Марка»
  4.  Проект «Только не я»
  5.  Презентация осенних мастерских проекта «Только не я»

Презентация осенних мастерских проекта «Только не я»

25 ноября 2020 года прошла презентация осенних арт-мастерских проекта против травли «Только не я». Участники, ведущие мастерских и их гости встретились в Zoom, поделились своими впечатлениями и презентовали свои работы.

Ксения Белькевич, куратор проекта, заместитель директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по развитию

Об арт-интенсиве

Мы подвели итоги большой работы, которая делалась большой командой. Если посчитать, то это 28 участников, 4 ведущих, 3 психолога, 2 технических администратора и я, как куратор; мы работали все вместе и искали ответы на вопросы: что мы знаем о травле, как мы можем повлиять на то, чтобы она встречалась как можно реже. И если не повлиять прямо сейчас, то оказаться в сообществе людей, кого волнует тема, кто разделяет общие ценности.

С конца октября по середину ноября в пространстве музея и онлайн работали три мастерские. Участники 11–15 лет прошли по 5–7 встреч, каждый работал в своей мастерской, выполнял свой проект. На презентации мы собрались не для того, чтобы кого-то оценить, как-то покритиковать, а чтобы поделиться мыслями и чувствами о работе, поддержать и поблагодарить друг друга. Отдельно хочется поблагодарить родителей, именно от них многие участники узнали о мастерских.

Проект «Только не я» — победитель конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда В. Потанина. Благодаря грантовой поддержке музей смог выйти в совершенно новую для себя область: тему травли, отношений, психологии, современного искусства и драматургии.


Екатерина Кочнева, актриса, режиссер, ведущая мастерской «Театр», которая проходила в музее очно 26—30 октября 2020 года

У нас был недельный интенсив. Радость от того, что это было оффлайн, нас всех захлестнула. Мы очень переживали, что театр придется подстраивать под онлайн-формат. Получилось такое хорошее время, когда мы могли поделиться опытом, репетировать, общаться вживую.

Мы вели мастерскую вдвоем с психологом Дарьей Молчановой. Перед интенсивом мы с Дашей крутили тему травли и пытались найти идею: что мы хотим, чтобы ребята поняли, узнали, пережили за период, когда мы с ними будем работать. Такой идеей стал «свидетель». Травля случается часто, почти каждый человек или ее испытывает на себе, или инициирует, или наблюдает со стороны. Нам было важно, чтобы ребята могли разделять эти роли, могли понять, что чувствует каждый персонаж в этой тройке, — и отдельно оценили бы возможности свидетеля. Ты вдруг видишь травлю — что ты видишь, что чувствуешь, что ты можешь сделать, пусть даже что-то очень маленькое?

Мне кажется, что у ребят очень здорово получилось. Они делали театральные этюды про себя, про ситуации, про которые им хочется сказать именно сейчас. Итог не всегда был напрямую связан с темой травли. Но мы выяснили, что роль свидетеля — это роль человека, очень внимательного к миру в целом. Это и стало ведущей темой показа.


Алексей Олейников, писатель, педагог, ведущий мастерской «Пьеса как опыт свободы», которая проходила очно и в онлайн-формате 29 октября — 14 ноября 2020 года

Для меня работа в драматургической мастерской — это новый опыт, попытка поработать в другом качестве и с другим языком. Отдельный вызов — тема мастерской, над которой пришлось поломать голову.
Понятно, что травля — это тот опыт, с которым сталкиваются почти все дети в нашей стране. У меня самого был опыт травли в школьном детстве. И моя книга «Соня из 7 „Буээ“» также условно строится вокруг ситуации травли. И, как у педагога, у меня есть опыт наблюдения за внешне благополучной школьной средой и за тем, как там зарождается травля.

Вообще травля — механизм самовоспроизводящийся, она как бацилла, она может проявиться в любом коллективе.

И правда, практически у всех пришедших в мастерскую есть опыт участия, наблюдения или переживания травли. Насилие — повсюду в нашем обществе, оно как воздух: микронасилие в детском саду, насилие в семье, насилие как язык, которым наше общество разговаривает.

И травля — это тоже язык, но он табуируется обществом, вытесняется. Взрослые предпочитают не видеть травли. Хотя у психологов давно для ее описания есть все инструменты, есть определение и понимание роли каждого из участников процесса травли.

А в обыденной речи — как отрезало. Но если мы знаем, как это устроено, значит, мы можем это победить. А если мы не знаем имени этого чудовища, то будет так: «Ну, это дети там просто балуются».

Пока чудовище не признаешь, не посмотришь в его глаза, его не победишь.

Я думаю, что, к сожалению, травля будет продолжаться, будет воспроизводить себя снова и снова, сам собой этот процесс не угаснет. Наша мастерская — возможность поговорить и начать осмыслять проблему хотя бы на уровне детей.

Пьесы участников арт-мастерской «Пьеса»

Августина Шамарина. Цепочка изменений. Мария Гиршевич. Линии и биология. Мария Косовова. Ника


Катя Порутчик и Оля Широкоступ, ведущие арт-мастерской «Современное искусство», которая проходила в онлайн-формате 31 октября — 15 ноября 2020 года

Мы с самого начала выбрали онлайн-формат, потому что боялись возможных ограничений и хотели избежать перестроек после запуска курса. Онлайн позволил нам познакомиться с участниками из разных городов. У нас получилась разнесенная дистанционно, но крепкая сердцем команда.

На презентации мы показали онлайн-выставку «Только не мы». Кто такие «мы»? Это авторы проектов — Паша, Глеб, Юля, Маруся и Яся — и другие участники мастерской, кто работал с нами, но решил не представлять результаты.

Основная часть работы в группе — поиск общего, что нас всех интересует в теме травли, как мы можем об этом говорить. На теоретических занятиях мы вдохновлялись рассказами о современных художниках и их проектах, также вместе в онлайне мы умудрялись делать разные творческие упражнения. Индивидуальная работа — это работа над проектами. Каждый прошел свой путь от поиска идеи до ее воплощения, каждый писал свой текст, представлял идею и потом реализовал проект.


Женя Стратийчук, психолог арт-мастерской «Современное искусство»

Самой зримой частью моей работы с группой стал онлайн-мудборд. Это инструмент, с помощью которого мы собирали все то, что в понимании нашего круга участников связано с темой буллинга. Я намеренно старалась не давать определения и экспертные мнения по теме. Важнее было понять, каким образом переживается буллинг, что чувствует человек, как еще это же состояние может возникнуть у каждого из участников. Доска отображает чувства, переживания и мысли нашей группы: мы где-то сходились, где-то спорили.

Я думаю, непросто оказаться в индивидуальной работе. Хоть и была очень мощная поддержка кураторов, все равно участники в какой-то момент остались один на один со своими проектами. Это важная часть процесса — оказаться наедине с искусством. Я очень признательна участникам, что они встретились с непростыми чувствами, выразили их, нашли им форму.

Презентация «Только не мы» арт-мастерской «Современное искусство»

Контакты:
tolko_neya@goslitmuz.ru
Instagram
Facebook
ВКонтакте

+7 977-575-08-51