+
Музей открыт с 22 января                        Музей открыт с 22 января                        Музей открыт с 22 января                        Музей открыт с 22 января                        Музей открыт с 22 января
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Детям
  3.  Детский центр «Арка Марка»
  4.  Проект «Только не я»
  5.  Арт-мастерские проекта «Только не я»

Арт-мастерские проекта «Только не я»

26 октября — 15 ноября 2020 года в Центре творческого развития детей и подростков Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Арка Марка» пройдут бесплатные арт-мастерские для подростков 11–15 лет. Мастерские ― часть музейного проекта «Только не я». Проект адресован подросткам, столкнувшимся с опытом травли, и их родителям. В 2019 году проект стал победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

«Только не я», — такая мысль возникает у каждого, кто хоть раз сталкивался с травлей. — «Только бы объединялись не против меня. Пусть вмешивается кто-то другой. Я ни при чем. Только не я».

Дети и подростки сталкиваются с буллингом гораздо чаще, чем кажется взрослым. Родители и учителя могут даже не подозревать, какие сложные решения приходится принимать ребенку в ситуации давления и агрессии. В мастерских подростки смогут разработать арт-проект, написать пьесу и поставить спектакль при профессиональной поддержке режиссеров, драматургов и арт-кураторов. Мастерские сопровождают психологи, чтобы у участников была возможность обратиться за поддержкой во время работы. Стать участником мастерской может любой подросток 11–15 лет, независимо от того, сталкивался ли он с травлей лично, был ее свидетелем или ему посчастливилось узнать о травле только из фильма или книги.

Куратор проекта: Ксения Белькевич, заместитель директора по развитию ГМИРЛИ, руководитель Центра «Арка Марка»

Для подростков 11–15 лет

Для участия необходимо подать заявку и выполнить творческое задание.

У каждой мастерской свое расписание: первая начинается 26 октября, последняя заканчивается 15 ноября. Можно посещать все или записаться только в одну.

Занятия проходят очно и онлайн: в центре «Арка Марка» («Доходный дом Любощинских-Вернадских», Зубовский бульвар, 15, с.1) и на платформе Zoom.

Подробнее о мастерских

Мастерская «Театр»

26—30 октября в 16:00 пятидневный очный интенсив

В случае введении режима самоизоляции мастерская будет проведена онлайн.

Ведущая: Катя Кочнева, актриса, режиссер

Когда я училась в школе, выяснять отношения дракой, ходить «двор на двор» и запугивать не таких, как все, было нормой. Это было похоже на сильное течение, которое захватывает многих, как будто из шляпы вытаскивают фант, — следующим может стать любой. Я лично была и с той, и с другой стороны, везде одинаково страшно, отовсюду сложно выбраться. Когда ты взрослый, кажется, что такого много меньше. Но так ли это?

Будем разбирать тему травли с точки зрения театра. Изучим театральные упражнения, научимся предугадывать течение и не попадать в него, замечать тех, кто попал. Познакомимся с документальными интервью, придумаем художественные образы и их способы воплощения театральными средствами. В финале мастерской покажем спектакль в технике и жанре, выбранными группой.

Зарегистрироваться на участие в мастерской «Театр»

Мастерская «Современное искусство»

31 октября, 1, 7, 8, 14, 15 ноября в 12:00 онлайн

Ведущие:

Катя Порутчик, куратор проектов «Архстояние Детское» (2017–18), «Место:», V-A-C, «Каскад», вожатая «Кавардак»

Как быть с агрессией? Как пережить обиду, чтобы она, настоявшись, не перебродила в злобу? Какую форму принимают нежность и сочувствие, если слова никак не желают их выразить? Потребность в ответах на эти вопросы мучила меня, когда я переживала травлю с 8 по 10 класс. Я с головой уходила в книжки, в которых сильные и смелые подростки придумывали хитроумные способы справиться со своими и чужими печалями. Мне очень хотелось тогда иметь возможность тоже, тоже сделать что-то, что поможет всем людям на земле (или хотя бы мне).

Оля Широкоступ, куратор образовательных и междисциплинарных проектов, исследователь, преподаватель

В средней школе травля была обыденным делом, кому-то доставалось больше, кому-то меньше. Мне доставалось не сильно: меня дразнили и оскорбляли периодически, по настроению, и часто те же ребята, которые как будто бы «дружили» со мной. Я просто терпела, не знала, как можно это переломить. Передышку я находила только в художественной школе или театральном кружке. Там травли не было. Мы с друзьями могли быть свободными, выражать себя, в том числе в творчестве.
Я училась не испытывать обиду, не чувствовать себя хуже других, не думать, что со мной «что-то не так». У меня ушли годы на то, чтобы спокойно говорить об этом опыте. Уже во взрослой жизни я начала вспоминать, как и сама была участницей травли: я открыто никогда в ней не участвовала, но, например, не защищала тех, кого травили одноклассники, или игнорировала «непопулярных» учеников, за что мне сейчас стыдно.

Программа направлена на создание художественных объектов, как материальных — например, инсталляция, так и нематериальных — например, перформанс.

Как можно посредством современных художественных практик изучать и реагировать на то, что происходит вокруг и внутри нас? Как творчески осмыслить то, что хочется изменить во внешнем мире? Может ли искусство предложить альтернативные пути построения общественных отношений, без иерархий или насилия?

Работа будет проходить в малых группах, и нам предстоит принять множество решений: сформулировать тему, выбрать для нее подходящую форму, реализовать проект и придумать его презентацию, опираясь на возможности диджитал-среды.

Зарегистрироваться на участие в мастерской «Современное искусство»

Мастерская «Пьеса как опыт свободы»

29, 31 октября, 5, 7, 12, 14 ноября. По четвергам в 18:00 очно, по субботам в 14:00 онлайн

В случае введения режима самоизоляции все занятия мастерской будут проведены онлайн.

Ведущий: Алексей Олейников, писатель, педагог

Травма сопровождает всю нашу жизнь. Мы рождаемся, крича и сжимая кулаки, бросая вызов жизни. Мы существуем, сталкиваясь с ее грубой материей — и она оставляет шрамы на наших сердцах и телах. Первый шаг и первое падение, первая дружба и первое предательство, первый смех и первое оценивание, первая любовь и первый отказ.
Нас формирует наш уникальный опыт — как опыт переживания счастья, так и опыт травмы, обиды, разочарования.

Как трансформировать этот опыт в топливо для текста? Как перековать железо оков в острый меч творчества, дающий свободу? Об этом и пойдет речь на мастерской.

За шесть встреч мы напишем мини-пьесы — одну на всех или каждый индивидуально. Пьеса дает много возможностей смоделировать варианты развития событий, через диалоги раскрыть характеры, намекнуть о предыстории. В финале проведем театрализованную читку.

Зарегистрироваться на участие в мастерской «Пьеса как опыт свободы»

Комментарии психологов к программе:

Евгения Стратийчук, психолог, исследовательница антибуллинговых программ, ведущая книжного клуба «Только не я»

В рамках интенсива продумана программа входа в тему буллинга и нетравматичного выхода из нее. Каждый день перед началом работы участники встречаются, чтобы настроиться на работу и проговорить свои переживания. В конце каждого дня у всех будет возможность выдохнуть, вернуться к повседневной жизни и отложить тему буллинга до следующего дня.
Также, если у участников возникнут вопросы, связанные с личными историями, или появится необходимость прояснить отдельные моменты темы, у них будет возможность поговорить с психологом. Моя задача помочь участницам и участникам интенсива разобраться в теме буллинга, выработать свое отношение, но не переживать заново тяжелые события.

Дарья Молчанова, психолог Центра поддержки детей и их родителей «Точка», психотерапевт, тьютор проектной школы «Каскад»

Кто такой инициатор травли? А кто жертва? Как оказываются в одной из ролей и что чувствует другая? Каждый третий подросток хотя бы раз в году оказывался в ситуации буллинга — как жертва, инициатор или свидетель. Буллинг — проблема коллектива, и только работая группой можно травлю изучить и преодолеть. Объединение театра, работы над пьесой, собственными арт-проектами и психологической работы дает возможность участникам получить разный ролевой опыт и оказаться в принимающей творческой среде.

Александра Виноградова, психолог-консультант, музыкальный терапевт Центра поддержки детей  и их родителей «Точка»

Главная задача для меня — это создание безопасной среды, в которой каждому есть место, в которой не страшно быть таким, какой ты есть. Безопасность и поддержка, способность разделить с другими свои страхи и переживания — это мощные инструменты, которые дают ощущение силы и уверенности. Мне хочется, чтобы каждый участник почувствовал свою силу и сумел этой силой пользоваться при необходимости, ощущая поддержку группы, а в дальнейшем мог опираться и на самого себя.

tolko_neya@goslitmuz.ru
Instagram
ВКонтакте

+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51