+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Детям
  3.  Детский центр «Арка Марка»
  4.  Архив
  5.  Чтение с приключением. Для подростков 10–14 лет

Чтение с приключением. Для подростков 10–14 лет

Занятия Центра творческого развития детей и подростков «Арка Марка»

по субботам в 11:00 и 12:40 на платформе Zoom и по воскресеньям в 11:00 и 12:40 очно раз в две недели

Для детей 10–14 лет

Большое литературное путешествие продолжается: на этот раз мы отправляемся в путь по дорогам сказок, мифов, легенд, классических романов и пьес вместе с «Цирком бродячих сюжетов». Как известно, сюжеты мировой литературы часто повторяются, и все равно каждый автор играет старое представление по-своему, а читателей всегда поджидают неожиданные повороты, новые кульбиты и спецэффекты.

Узнаем, как тема двойников связывает Электроника с Марком Твеном, что общего у олимпийских богов с супергероями из комиксов, сколько «одиссей» написано с тех пор, как Одиссей вернулся домой, кто писал о Ромео и Джульетте ещё до Шекспира, что лучше исполняет желания — шагреневая кожа или проданная тень, где, кроме романа Уэллса, прячется человек-невидимка, как Голем превратился в современного робота и многое-многое другое… Представление обещает быть увлекательным и познавательным.

Программа представляет собой волшебное путешествие по разным локациям, из которого ребенок возвращается с итоговым результатом — собранием своих первых сочинений.

Программа занятий

Цирк бродячих сюжетов 

Четвертое отделение (13 марта — 25 апреля)

11 занятие. Фельетон — кто он? (13–14 марта)

Фельетоны для газет и журналов писали А. П. Чехов, Марк Твен, Ильф и Петров, Тэффи, М. Зощенко, М. Жванецкий. Может быть, сейчас этот жанр и подзабыт, но он отлично подходит для оттачивания «гениальной краткости». Любую мысль можно заключить в лаконичную форму: почитаем знаменитые юморески и посоревнуемся в жанре остроумной миниатюры — весьма полезный навык в эпоху блогов и подкастов!

12 занятие. Цирк сновидений и театр марионеток (27–28 марта)

Цирк и театр — места таинственные и притягательные. О судьбе артистов написано как множество реалистических книг («Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, «Белый пудель» Куприна, «Мои звери» Дурова, «Девочка на шаре» Драгунского), так и сказок («Три толстяка» Юрия Олеши), и фантастических произведений («Надвигается беда» Рэя Брэдбери)... Заглянем за кулисы, где творят классики, и попробуем написать свою небольшую пьесу для бродячей труппы или театра марионеток.

13 занятие. А не выдумать ли нам язык? (10–11 апреля)

Писатели часто пользуются вымышленными языками, чтобы сделать свой мир убедительнее. Свифт, Толкин, Оруэлл, Урсула Ле Гуин, Роберт Хайнлайн и многие другие научили говорить своих героев на искусственном языке — «конланге», то есть языке сконструированном. Но слова в таких языках берутся, конечно же, не с потолка, а придумываются по определенным правилам. Давайте посмотрим, по каким, и, конечно же, попробуем создать и свой уникальный «новояз» или «воляпюк» для вымышленного народа.

14 занятие. Финал курса. "Робинзонада", или каждому — по острову! (24–25 апреля)

Ещё задолго до того, как Даниэль Дефо описал приключения Робинзона Крузо, о людях, потерпевших крушения и выживающих на необитаемых островах, писали древние египтяне, арабы и греки. Эта тема прозвучит у Шекспира, Киплинга и Берроуза, Жюля Верна, Голдинга и Кира Булычёва, а ещё в многочисленных сериалах и телешоу. Почему за конфликтом «человек один на один против природы» так интересно наблюдать? И есть ли у нас сегодня преимущества перед «робинзонами» прошлого?

Третье отделение (16 января — 28 февраля)

7 занятие. Писатели, которые играют в игры (16–17 января, конец 1 полугодия)

Мастер абсурда Льюис Кэрролл, играючи, отправил свою героиню Алису в мир, где всем заправляют карточные и шахматные королевы. По его стопам пошел и Сергей Михалков в пьесе «Смех и слёзы», где интриги плетут Пиковый Валет и Крестовая Дама. В шахматы на выживание пришлось сыграть и Гарри Поттеру, а американец Крис Ван Оллсбург создает книгу «Джуманджи», где сюжет разворачивается уже вокруг настольной игры... Идея заточить литературного героя в игровой мир вдохновила многих авторов — от Гофмана до Сьюзен Коллинз. В 21-м веке даже возникает новый жанр — ЛитРПГ: приключения героя внутри компьютерной игры. Переживет ли он время? Обсудим и попробуем написать свою вариацию по теме.

8 занятие. Попал, так попал! (30–31 января, старт 2 полугодия)

Ещё один «старый новый» жанр 21-го века — популярные приключения так называемых «попаданцев»: герой может провалиться в прошлое советских времён или в пещерную эпоху, оказаться заброшенным на далекую планету или в один из миллиардов параллельных миров. Дорогу жанру проторили, конечно же, Марк Твен с его «Приключениями янки при дворе короля Артура» и Э. Берроуз с «Марсианскими  хрониками», Клайв Льюис и Фрэнк Баум с Нарнией и страной Оз, относятся к нему и похождения мультипликационного Вовки в Тридевятом Царстве, старика Хоттабыча — в мире советских пионеров, Ивана Васильевича из комедии Леонида Гайдая и Алисы Селезневой из повести Кира Булычева... А куда забросишь своего героя ты и как он будет выкручиваться? Поглядим!

9 занятие. Сочинение по картине (13–14 февраля)

Картину можно похитить, и тогда перед нами — детектив. В ее мир можно проникнуть, и тогда перед нами — фэнтези. Картина может преследовать героя и стать причиной его гибели, тогда перед нами — мистика. Герой может влюбиться в изображение, и тогда мы получим романтическую историю... Но так или иначе — литература и живопись тесно связаны в книгах Эдгара По, Н. В. Гоголя, О. Уайльда, П. Трэверс, а также многих других авторов, в мифах и легендах мира. И если несколько человек попробуют описать одну и ту же картину, истории выйдут совсем непохожие... А как это лучше сделать и как делать точно не надо? Попробуем написать весьма необычное сочинение по картине!

10 занятие. Я к вам пишу — чего же боле? (27–28 февраля)

Твиттер и фейсбук, контакт и ватсапп, сургуч и свеча, перо и папирус, смайлики и иероглифы... Что их объединяет? Эпистолярный жанр, конечно же — испокон веков люди писали и пишут друг другу письма, даже если технические средства меняются. Как выглядело бы письмо Татьяны Лариной или Ваньки Жукова сегодня? Если есть роман в письмах, то может ли существовать роман-спам, роман-чат? От лаконичных спартанцев, римских философ-стоиков, Гёте и Достоевского — до дня сегодняшнего: практикуемся в написании писем в разных стилях.

Второе отделение (21 ноября – 20 декабря)

4 занятие. Крестная фея, джин из лампы, кот в сапогах и серый волк - легко ли работать волшебным помощником? (21–22 ноября)

Сюжет о бедном, но честном герое, которому помогает добиться успеха волшебный помощник, стар, как мир, но до сих пор бьет все рекорды по воплощениям и экранизациям. В чем же его секрет? Можно сказать, что феи и джины – это настоящие продюсеры для юных Золушек и Аладдинов, их менеджеры и агенты-импресарио. Откроем бюро "Волшебных помощников" и примерим на себя эту непростую роль: кому быстрее удастся сделать из своего героя звезду мировой известности? Тут все литературные приёмы хороши: гипербола, метафора, гротеск!

5 занятие. Когда звери были как люди: зачем мыши воевали с лягушками, а совы - с воронами (5–6 декабря)

Животный эпос – важная часть мировой литературы и культуры, которая была бы совсем иной без античных басен Эзопа, индийской Панчатантры, средневекового французского романа о Лисе... Отправимся на литературный маскарад, где каждый сможет выбрать себе зверя по душе и узнать его древнюю историю и аллегорическое значение. Коронуем царя зверей – вот только кто им станет? Итоги голосования в царстве животных могут быть совсем непредсказуемыми!

6 занятие. Ёлка, свечи и камин... Из чего складывается новогоднее волшебство? (19–20 декабря)

Чем ближе к новому году, тем больше хочется читать волшебные книги о заснеженных мирах, рождественские рассказы, святочные истории с трогательным финалом... Как написать такую историю? Какого героя выбрать? Как создать то самое новогоднее настроение? Изучим лучшие образцы жанра – произведения Дж. Р.Р. Толкина, С. Лагерлеф, О. Генри, Ч. Диккенса, Туве Янссон – и заглянем в нетипичные рождественские истории Терри Пратчетта, Тима Бёртона, Г. Бёлля. Праздник начинается с хороших книг!

Первое отделение (10 октября – 8 ноября)

1 занятие. Позвольте представиться, Шут Гороховый! (10–11 октября)

Нашу литературно-цирковую программу открывают шуты, простаки, недотёпы, недоросли и простофили – встречаем у причала целый "Корабль Дураков"! Почему этот сюжет был так популярен в Средние века? Каждый ли Иван Дурак может стать царевичем? Почему от дурака до мудреца только один шаг? И в чем загадка шута из пьесы Шекспира "Король Лир"?

2 занятие. 1000 способов укротить Дракона, или чего мы ещё не знаем о книжных хищниках (24–25 октября)

Поддаются ли драконы, химеры, гарпии, саламандры и прочие чуда-юда дрессировке? Или стоит всерьёз опасаться, как бы самим не угодить под их гипнотическое влияние? Миф о борьбе со змеем – один из самых древних, ключевых и бессмертных. Нашими учителями станут Добрыня Никитич и Ланселот, Зигфрид и Бильбо Беггинс, а вместо меча будем сражаться, конечно же, писательским пером.

3 занятие. В яблочко! (7–8 ноября)

Пришло время проверить меткость – в этом некоторым литературным героям нет равных: и Робин Гуд, и Вильгельм Телль били в цель без промаха. Не уступили бы им Зорро, капитан Блад и Владимир Дубровский. Стоит ли подаваться в благородные разбойники? Или лучше попробовать сочинить разбойничью песню и разбойничий роман? Поговорим об этих популярных жанрах 18-19 века.

Ведущая: Валентина Дегтева, детская писательница, филолог и педагог.

Стоимость: годовой абонемент на 14 занятий — 8 960 руб. 

При одновременной покупке двух абонементов на двоих детей из одной семьи стоимость второго абонемента — 6 720 руб.

Абонемент на 7 занятий (полгода) — 4 900 руб.

Занятия проводятся в двух формах: по субботам онлайн через платформу Zoom в 11:00, а по воскресеньям — в центре «Арка Марка» в 11:00 и 12:40 раз в две недели.

Абонементы можно приобрести онлайн или в кассе музея. Обратите внимание, что льготные абонементы (для второго ребенка) можно приобрести только в кассе музея.

Адрес и режим работы кассы: Зубовский бульвар, 15с1, 1 подъезд, вт, пт, сб, вс — 11.00–17.30, ср, чт — 11.00–20.30, пн — выходной.

Расписание:

Субботние онлайн-группы: 10, 24 октября, 7, 21 ноября, 5, 19 декабря 2020 г., 16, 30 января, 13, 27 февраля, 13, 27 марта, 10, 24 апреля 2021 г.

разовый билет сб, 11:00   

Воскресные очные группы: 11, 25 октября, 8, 22 ноября, 6, 20 декабря 2020 г., 17, 31 января, 14, 28 февраля, 14, 28 марта, 11, 25 апреля 2021 г.

Доходный дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, 2 подъезд

arkamarka@goslitmuz.ru
Facebook
Instagram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.