Новости

«Литература настоящего. Разговоры о главном»: Достоевский

10 апреля в музейном центре «Московский Дом Достоевского» состоялась встреча участников книжного клуба «Литература настоящего. Разговоры о главном», организованная издательством «Альбина Проза» совместно с ГМИРЛИ имени В.И. Даля, на которой обсудили самый читаемый роман Федора Михайловича — «Преступление и наказание».

Заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по научной работе, руководитель МДД Павел Фокин продемонстрировал видеоотрывки из одноименного спектакля по роману, который поставили студенты в Пекине. Показанный фрагмент вызвал оживленную дискуссию среди участников книжного клуба: что хотели передать актеры и режиссер через сцену убийства Раскольниковым старухи-процентщицы? Ведь в необычной интерпретации постановщиков из Китая этот эпизод напоминает, скорее, сон главного героя, нежели реально произошедшее событие: эмоциональный момент Родион Раскольников проживает один на один с собой, замахиваясь топором в пустоту — его жертва на сцене даже не присутствует.

По просьбе Павла Фокина к более подробному анализу великого произведения подключился кандидат филологических наук, преподаватель НИУ Высшей школы экономики Михаил Павловец. Исследователь детально разобрал образы двух жертв героя Раскольникова: старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, а также личность следователя Порфирия Петровича, Сони Мармеладовой и других персонажей.

Отдельной темой для разговора с участниками книжного клуба стал один из самых мрачных эпизодов романа «Преступление и наказание: сон Раскольникова, в котором герой вспоминает свое детство и несчастную лошадь, убитую на глазах толпы пьяным мужиком Миколкой. Данная сцена важна для всего сюжета романа: через нее Достоевский раскрывает истоки зарождения идеи о „твари дрожащей“ и мотивы совершенного Раскольниковым уже во взрослом возрасте преступления.
Далее обсуждение перешло к отдельным персонажам романа, и Павел Фокин высказал предположение, что нелюбимым героем для самого автора является старуха-процентщица, а вот Сонечку Мармеладову Достоевский, наоборот, боготворил, олицетворял ее образ с христоподобным „существом“, „озвучивая“ эти мысли через Раскольникова.

Отдельно речь на встрече зашла и о строках Евангелия: когда Соня читала Родиону притчу о воскресении Лазаря в надежде, что герой раскается в своем преступлении. Влияние текста на душу человеческую можно проследить и в современности: так, Павел Фокин рассказал случай, как в российской провинции следователи нашли юных преступников, которые, прочитав роман Достоевского и восприняв только идею Раскольникова о двух разрядах людей, возомнили себя почти что богами, имеющими право распоряжаться жизнью и смертью других людей, которых считали „тварями дрожащими“. Однако это не пагубное влияние великого романа — а вопрос неправильной его интерпретации, избежать которой и помогают такие важные встречи книжного клуба.

В мероприятии активное участие принимала доктор филологических наук, старший научный сотрудник «Московского Дома Достоевского» Валентина Борисова. Она комментировала выступления своих коллег, и делилась своими глубокими знаниями и любовью к великому тексту. Завершился вечер показом еще одной сцены из спектакля студентов Пекинского университета и словами Павла Фокина об истинной гениальности известного русского писателя: тексты и образы Федора Достоевского понятны и доступны человеку любой культуры.

Текст: Константин Чупринин