Новости

Русский романтизм. Новая выставка в Доме Остроухова в Трубниках

15 февраля в Доме И. С. Остроухова в Трубниках состоялось торжественное открытие выставки «От элегии до хоррора: эпоха романтизма в России». Выставочный проект Государственного музея истории российской литературы продолжил линейку выставок, посвящённых разным течениям и направлениям в истории литературы, и объединил фигуры крупнейших писателей своей эпохи: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, К.Н. Батюшкова, П.П. Ершова, П.А. Вяземского, А. Погорельского.

Романтизм — это не вещи, но отношение к ним: это страсть, настроение и чувства. Эту мысль лучше всего раскрывает романтический интерьер первого зала, где каждый предмет повествует свою историю, представляя тот или иной аспект литературного направления. Кто герои романтизма? Что читали, чем увлекались романтики? Портрет Байрона, его поэма в переводе Жуковского, курительная трубка, игральные карты и книжные полки, на которых можно найти «Опыты» Батюшкова и стихотворения Баратынского — так мог выглядеть кабинет поэта, писателя-романтика или, возможно, литературного героя-романтика — Евгения Онегина (не зря цитаты из романа А. С. Пушкина вплетены в экспозицию первого зала).

Возникший на рубеже XVIII–XIX столетий, романтизм открыл новый этап в развитии искусства и был принят в России со всей широтой и любовью. Появляются новые жанры литературы: исторический роман, элегия, баллада, фантастическая повесть. Экспозиционное решение позволяет посетителям, перемещаясь от одного жанра к другому, оказаться в разных пространствах — романтическом парке, таинственном лесу или в доме, наполненном призраками. «Каждому жанру соответствует свой художественный образ, что подчеркивает, с одной стороны, театральность романтизма, с другой — показывает его как целостное явление, охватывающее не только литературу, но и живопись, музыку, моду и даже науку», — рассказала куратор выставки, заведующая отделом «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» Марина Краснова.

Директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак заметил, что, возможно, «очень трудно сегодня воспринимать романтизм прямо и непосредственно»: «Слишком это далеко, странно для нас, слишком наивно. Романтизм был многократно перечеркнут последующим реализмом: „ни к чему эти беглецы и богоборцы, эти духовные мыслители“». Однако, по убеждению Дмитрия Бака, именно русский романтизм дает «разницу потенциалов», существующую в русской поэзии до сих пор. «С одной стороны — томление, стремление к бесконечному: Жуковский, Фет, Пастернак. С другой — стремление к дефинитивность, четкости, ответам на вопросы: Державин, Баратынский, Анненский, Мандельштам. Все это рождается именно в это время», — заметил Дмитрий Петрович. Заключительная часть выставки, построенная на текстах и инфографике, предлагает посетителем поразмышлять над этим влиянием эпохи романтизма на современную литературу, подумать о том, каким образом романтизм трансформировался со временем и каким он представляется сегодня.

На экспозиции представлены уникальные издания, картины и графические произведения, а также предметы интерьера не только из собрания Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Среди партнеров выставки — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская государственный библиотеки, Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково», Палеонтологического музея.

В открытии выставки принял участие директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев. Поздравив коллег с этим событием, он высказал надежду, что когда-нибудь в России появится музей, подобный испанскому Museo del Romanticismo, экспозиция которого сможет рассказать о самобытном русском романтизме.

Подробнее о выставке и программе мероприятий.