Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Строки, запечатленные в портретах. Выставка Т. Кузьминой-Чугуновой «Поэты России»

Строки, запечатленные в портретах. Выставка Т. Кузьминой-Чугуновой «Поэты России»

7 Февраля 2018 г.

Отдел: Музей Серебряного века

1 февраля в Музее Серебряного века открылась выставка портретов Татьяны Кузьминой-Чугуновой «Поэты России». Художница объединила в своём авторском проекте имена Осипа Мандельштама, Валерия Брюсова, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, Беллы Ахмадулиной и Владимира Высоцкого. «Шестидесятники и поэты Серебряного века по-своему преодолевали страх и несвободу, исказившие и трансформировавшие сознание нескольких поколений. Поэты — всегда пророки, вскрывающие проблемы, предупреждающие о грядущих опасностях» — так о своих героях говорит Татьяна Кузьмина-Чугунова.

Гостей выставки в залах дома Брюсова поприветствовал заведующий музеем Серебряного века Михаил Шапошников: «Пространство нашего музея построено так, что первый этаж — это мемориальный кабинет Валерия Брюсова, второй этаж — это экспозиция, посвященная Серебряному веку, а третий этаж, выставочные залы — это современный взгляд художников на эпоху Серебряного века. На сегодняшней выставке перед нами и поэты Серебряного века, и Владимир Высоцкий, и Иосиф Бродский. В поэзии Высоцкого и Бродского были отголоски эпохи Серебряного века». Куратор выставки, научный сотрудник ГЛМ Елизавета Костаки отметила: «Литература во все времена была связана с изобразительным искусством. Прекрасные иллюстраторы и художники работали над книжными и журнальными обложками. Художники во все времена рисовали поэтов, и Серебряный век совершенно не исключение в этом смысле. Поэты часто сами становились художниками, можно вспомнить Владимира Маяковского, Врубеля, Бакста, портреты Брюсова, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус. Поэтому неудивительно, что сегодня в нашем литературном музее открывается выставка портретов поэтов. Здесь представлены поэты разных исторических эпох: поэты- шестидесятники и поэты Серебряного века. Татьяна — хозяйка художественной студии, она работает в совершенно различных жанрах и техниках. По недавно сложившейся традиции в Государственном музее истории российской литературы на выставке современных авторов мы представляем также вещи из фондов ГЛМ. На вернисаже Татьяны мы представляем несколько работ художника Серебряного века Юрия Анненкова. Это портреты Вячеслава Ходасевича, Василия Каменского, Анны Ахматовой и Акима Волынского».

Художница Татьяна Кузьмина-Чугунова поблагодарила сотрудников музея за возможность провести свою выставку в этих стенах. «Моя экспозиция еще будут расти, я в будущем хотела бы написать портреты и других деятелей культуры Серебряного века. Все темы этих портретов я вынашиваю с юности, и когда внутри меня они созрели, я выполнила их на холсте».

Кандидат искусствоведения, профессор Ольга Петрова провела небольшую экскурсию по выставке. «Когда я увидела первые портреты Татьяны, мне сразу показалось, что передо мной не просто портреты, а именно всполохи. Если мы вспомним портрет Пушкина работы Кипренского, то мы поймем, что смотрим на поэта, прежде всего, как на Личность. Если при этом и вспоминаются строки, то скорее такие: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». А при взгляде на работы Татьяны, наоборот, сразу вспоминаются поэтические строки, стоящие за тем или иным ее персонажем.

Возьмем, например, портрет Высоцкого, 80-летие которого отметили совсем недавно. Конечно, он трагичная, сильная, противоречивая личность. Мне кажется, что Татьяна запечатлела его в последние дни жизни, когда никто не мог ему помочь, потому что ситуация была безнадёжной. Его портрет вызывает в памяти знаменитые строки: «Рвусь из сил и из всех сухожилий, но сегодня опять как вчера: обложили меня, обложили, гонят весело на номера». Здесь он изображён опутанным канатами-нервами, рвущийся из них и гибнущий. На этой картине мы видим финал жизни бесспорно выдающегося поэта.

Обратите внимание на портрет Иосифа Бродского. Мы знаем, что он много страдал от властей, а потом был выслан за рубеж. Там он, по его словам, стал «русскоязычным поэтом и англоязычным эссеистом», женился, стал лауреатом Нобелевской премии. Но я вспоминаю к этому портрету такие строки-всполохи:

* * *
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
— До свиданья, дружок.

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой.
— словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

Получается, что он себе предрек две жизни, и на картине Татьяны именно это олицетворяет разломанная стена, разделяющая Бродского в СССР и Бродского-эмигранта. Еще один всполох для меня — это Белла Ахмадулина. Мы все помнят строки ее знаменитого стихотворения, которое звучит в кинофильме «Ирония судьбы, или С лёгком паром!»:

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоём лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

               («По улице моей который год...»)

У Ахмадулиной была великолепная жизнь: мужья Евгений Евтушенко, Юрий Нагибин, наконец, Борис Мессерер, который ее буквально на руках носил. Но вот эта скорбность, неуспокоенность, которая в ней присутствует, великолепно отражена в работе Татьяны. Портрет Марины Цветаевой сразу вызывает ассоциации, связанные с тоской поэта по Родине. Наверное, из всех представленных здесь поэтов у нее самая трагичная судьба. Ее строчки: «Тоска по Родине! Давно / Разоблаченная морока!» или такие «Не самозванка — я пришла домой / И не служанка — мне не надо хлеба…». По этому портрету сразу видна глубокая неустроенность Марины Ивановны, непонимание, одиночество.

Представлен здесь и тройной портрет-перекрестье великих женщин Ахматовой, Цветаевой и Ахмадулиной. Для него как нельзя лучше подходят эти строчки Ахматовой:

Поздний ответ

Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в черных кустах,
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
«Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина,
И разрушен родительский дом»

Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет…
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.

Выставка работает с 1 по 23 февраля 2018 г.

Куратор: Елизавета Костаки

Адрес: Проспект Мира, д. 30

Возврат к списку