Илья Зданевич Остраф Пасхи. - Тифлис: 41º, 1919. - 32 с. В издательской обложке Бумага, печать 21,3х17,2.
Илья Зданевич янко круль албанский. - Тифлис: Кавказское т-во печати, 1918. - 32 с. В издательской обложке Бумага, печать 14,5х11,5 Тираж: 105 экз.экз.
Терентьев Факт. - Тифлис: 41º, 1919. - 32 с. В издательской обложке. На титульном листе вверху справа черными чернилами автограф И. Терентьева - И. Зданевичу Бумага, печать 17,5х13,8.
Рекорд нежности. Житие Ильи Зданевича. - Тифлис: 41 º, 1919. - 24 с. В издательской обложке. Обложка на корешке и на углах укреплена реставрационной бумагой Бумага, печать 13,3х15,3.
А. Крученых Лакированное трико. - Тифлис: 41 º, 1919. - 32 с. Книга в картонной обложке, изготовленной в переплетной мастерской. Издательская обложка сохранена. На нижнем листе обложки имеются карандашные пометы А. Крученых Бумага, печать 19,6х15,1.
5 апреля — 23 июня 2019 г.
Выставочные залы Фонда Пикассо (Museo Casa Natal)
Малага (Испания)
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина совместно с Фондом Пикассо — Домом-музеем Пабло Пикассо в Малаге (Испания) при участии Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля представляют выставку «Ильязд & Пикассо. Страницы творчества и жизни».
Выставочный проект посвящен совместному творчеству и многолетней дружбе Ильи Михайловича Зданевича (Ильязда) и Пабло Пикассо. В экспозиции представлены все книги Ильязда в жанре livre d’artiste с печатной графикой Пикассо, первые футуристические издания Ильи Зданевича тифлисского периода, а также многочисленные экспонаты, отражающие дружеские отношения двух мастеров ХХ века. Основу экспозиции составляют издания livre d’artiste из собраний Георгия Генса и куратора выставки Бориса Фридмана, а также документы и артефакты из архива Ильязда. Отдельные работы предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства.
Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля предоставил на выставку в Испании ряд книг из своего собрания в издательской обложке 1918 и 1919 годов (тифлисский период), в том числе с автографами поэтов Алексея Крученых и Игоря Терентьева.
В юношеские годы в Тифлисе Илья Зданевич и его друзья, восхищаясь творчеством Пикассо, называли его одним из героев анонсируемой ими теории «всёчества». В конце 1921 года Илья Зданевич приезжает в Париж, который становится его домом до конца его дней. Уже в следующем году он становится секретарем, а впоследствии и председателем Союза русских художников в Париже. Под эгидой этого Союза в течение нескольких лет Ильязд занимается организацией знаменитых балов, привлекших внимание всего художественного Парижа. В оргкомитет первого из балов, Fête nuit à Montparnasse, состоявшегося 30 июня 1922 года, наряду с другими вошли Ильязд и Пикассо. В это время происходит их очное знакомство.
В 1940 году Ильязд издает в жанре livre d’artiste сборник своих сонетов «Afat» с печатной графикой Пикассо. В процессе работы именно над этим изданием формируется их творческий союз, подаривший любителям искусства уникальные издания livre d’artiste Ильязда с печатной графикой Пикассо. В течение последующих тридцати трех лет выходят еще шесть изданий livre d’artiste, специально для которых Пикассо создает серии печатной графики. Еще в двух изданиях Ильязда Пикассо принимает участие вместе с другими художниками. Пикассо, по его же утверждению, практически никогда не делал иллюстрации специально для конкретных изданий, и только для Ильязда он делает исключение. При этом Ильязд не просто заказывал художнику серии иллюстраций для своих книг, а буквально диктовал, что именно он хотел бы от него получить. Так продолжалось на протяжении всего их сотрудничества.
Помимо творческого союза, на протяжении всех этих лет их связывали дружеские отношения. В конце 1940-х годов Ильязд поселяется рядом с Валлорисом, где Пикассо занимается керамикой, чтобы попробовать свои силы в производстве керамических изделий. Они вместе проводят время, отдыхая на Golfe-Juan beach. Пикассо должен был присутствовать в качестве свидетеля при регистрации брака Ильязда и Элен Дуар-Мерэ в 1968 году. Но в тот день его не было в городе, и эту роль выполнила Жаклин Рок, жена Пикассо. Однако художник изготавливает ироничный офорт с изображением молодоженов специально для извещения об их бракосочетании.
В экспозиции представлено много разного рода свидетельств дружеских и творческих отношений, связывающих этих двух выдающихся мастеров ХХ века. Целый ряд экспонатов зрители увидят впервые. К выставке подготовлен обширный каталог, включающий статьи и все изображения работ Пикассо, созданных им для изданий Ильязда.
Куратор выставки: коллекционер Борис Фридман
Открытие выставки состоится 4 апреля 2019 года
11:00 — пресс-конференция,
20:00 — торжественная церемония открытия
Пресс-релиз на сайте Фонда Пикассо (на исп.яз.)
Salas de exposiciones de la Fundación Picasso
Plaza de la Merced, 13 y 15
29012 Málaga
951 926 060 info.fundacionpicasso@malaga.eu