Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Выставка работ художников-нонконформистов «Психоделия»

Выставка работ художников-нонконформистов «Психоделия»

Дом И.С. Остроухова в Трубниках

14 апреля — 21 мая 2018 г.

Работы художников-нонконформистов 1960-х — 1970-х годов из коллекции Михаила Алшибая и фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля в рамках проекта «Коллекционеры в Доме И. С. Остроухова».

Термин «психоделия» был впервые предложен в середине 1950-х британским психиатром Хамфри Осмондом для обозначения эффекта воздействия психоактивных веществ на человеческую психику. Он составлен из греческих слов: «психе» — душа, и «делоун» — прояснять, выявлять, делать ясным. Осмонд получил поддержку писателя Олдоса Хаксли, имевшего в то время опыт применения этих веществ на себе. Под психоделическим искусством принято понимать музыку и живопись, созданные под воздействием психоактивных веществ, стимуляторов сознания. Характерное звучание психоделической музыки — композиции Джимми Хендрикса, ранние произведения группы «Пинк Флойд», немецкой рок-группы «Кэн», Джима Моррисона и его группы «Дорз». Психоделическая живопись и графика отличается сюрреалистическими деформациями, яркими спектральными цветами, динамической композицией.

Выставка в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля ставит перед собой задачу рассказать об ином, более широком понятии психоделии в искусстве. В центре нашего проекта художник Владимир Пятницкий, один из наиболее ярких представителей отечественного нонконфомизма, или «Другого искусства». Последняя из его жен и «муз», Лариса Пятницкая, знаменитая Лорик, говорила: «Володя — чисто психоделический художник, он мог работать только под воздействием стимуляторов сознания». Данный феномен вообще характерен для эпохи нонконформистского искусства 1960-х — 1970-х годов. Действительно, композиции Пятницкого всегда содержит в себе некий фантастический элемент: невероятные персонажи, необычная композиция, странные пейзажи.

В этом ключе работали и некоторые другие художники того времени. Среди них можно назвать близких к Пятницкому Алексея Паустовского и Андрея Демыкина, а также Александра Харитонова, Владимира Ковенацкого, Бориса Свешникова, Леонида Губанова, отчасти Анатолия Зверева и Владимира Яковлева, ленинградцев Александра Арефьева и Олега Григорьева, Александра Калугина и т. д. Важно еще отметить, что большинство из них были не только художниками, но и в значительной степени поэтами и писателями. Пятницкий создавал иллюстрированные «книжки» с текстами, Григорьев, Губанов и Ковенацкий — выдающиеся поэты, Зверев тоже писал стихи и тексты. Работы Паустовского, Демыкина, Яковлева и Арефьева всегда рассказывают истории. Все это напоминает об известной и вечно актуальной теме — близости литературного и художественного творчества.

Кураторы: Наталья Реброва, Михаил Алшибая

Выставка проходит в отделе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» с 14 апреля по 21 мая 2018 г.

По входным билетам