+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Проекты
  3.  Совместные
  4.  Выставка «Бессмертные на время»

Выставка «Бессмертные на время»

21 мая в реставрируемом доме Геннадия Шпаликова в Переделкине открывается выставка молодой художницы Варвары Панюшкиной, посвящённая даче как социокультурному феномену и семейному архиву. На выставке можно увидеть тотальную инсталляцию из объектов и фотографий, а также серию графических работ. Инсталляция собрана из аутентичных предметов, отражающих дачную жизнь разных поколений, а графические работы воспроизводят сюжеты фотографий, где происходят встречи этих поколений. Частью выставки стала книга — визуальное исследование, где художница изучила отношение к даче разных людей, более и менее известных. В этом исследовании собраны дачные истории как писателей и художников, так и обычных людей — и все они задаются схожими вопросами, хотя и времена, и места этих историй совсем разные.

Художница пишет о своей работе:

«Бессмертные на время» — строчка из стихотворения Б. Пастернака «Сосны», которой можно описать ощущение от дачной жизни для многих людей. Личные воспоминания и семейные архивы, обретая публичность, отражают переживания целой страны в лицах того или иного поколения. У каждой культуры, даже очень маленькой, есть свой «золотой век» и переживание его утраты. Для меня с раннего детства таким «золотым веком» была жизнь на даче в посёлке Колосково в Ленинградской области. Это была квинтэссенция всего, чем известны дачи: большая семья, творческие вечера, дружба с соседями, бабушкина клумба и теплица с огурцами. До моего рождения дачную писательскую нишу занимала печатная машинка Александра Житинского, а потом — ноутбук моего папы. Но чем дальше, тем больше утекало сквозь пальцы, и утрата личного рая в свою очередь родила рефлексию и ностальгию, которые год за годом побуждают меня возвращаться к этой теме.

Этот проект — книга и выставка — помогает мне разобраться в отношении разных поколений к феномену дачи, собирает воедино интерпретации — сегодня и сейчас. Об этом и графические работы, и инсталляция, объединившая вещи и воспоминания шести поколений моей семьи. Первое поколение — основатели, получившие дачи за заслуги перед государством - время новых надежд. Второе — поколение оттепели (юность) и застоя (зрелость), для них дача была попыткой сохранить точку неизменного. Дальше — те, кто успел вырасти до перестройки, и встречал перемены в самом расцвете сил. Следом идёт поколение смутного времени, подростки перестройки. Пятое — дети девяностых, поколение демографической ямы, для которого бабушкин огород был способом выжить. И, наконец, поколение нулевых, наблюдающее за разрушением «золотого века» и переосмысляющее утраты.

В этой работе я хочу сохранить хрупкие воспоминания о людях, временах и вещах. Времена меняются, люди уходят, вещи теряются; никто не может предсказать, будет ли и дальше жить старая дача или навсегда превратится в потерянный рай и канет в архив. А сам архив, как известно, бессмертен лишь до тех пор, пока кто-то готов его хранить.




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.