+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  «Метаморфозы» на юге России

«Метаморфозы» на юге России

2 ноября 2018 г.

Фестиваль одного дня «Метаморфозы», организованный Академией кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова при участии Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля и Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» при поддержке Минкультуры России, прошёл с 23 по 29 октября в Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Ессентуках.

Название фестиваля определила и его многосоставность: мастер-классы, лекции, передвижная выставка, спектакль; и оригинальность сценического воплощения рассказов А. П. Чехова и И. А. Бунина, представленных на сцене.

«Самое сложное — передать прозу сценическими средствами: через паузу, через деталь, через крупный план, энергию, идущую со сцены, — признавался перед спектаклем в день открытия фестиваля в Зимнем театре Сочи Н. С. Михалков. — То, что происходит на сцене в спектакле „Метаморфозы-2“, — это интерпретации текстов двух русских классиков, довольно смелые, но интересные. Наша задача — не изменить писателя, а найти такую форму, чтобы его дух был создан на сцене. Я очень хочу, чтобы со сцены звучала прекрасная русская проза».

«Метаморфозы-2. Жёны артистов» — это работа второго курса Академии Михалкова по рассказам А. П. Чехова «Несчастье», «Ушла», «Рассказ госпожи NN», «Жёны артистов» и И. А. Бунина «Кума», «Муза», «Осенью», «Ида». (Ранее российской публике были представлены «Метаморфозы-1» — спектакль, который ещё можно увидеть в московском Театре киноактёра). Спектакль, может быть, более кинематографичен, чем сценичен: в качестве декораций использованы визуальные проекции тех пространств, в которых происходит действие рассказов. Это, безусловно, притягивает внимание зрителя, привлекает и восхищает, но и, несомненно, усложняет работу актёров на сцене (стоит отметить разнообразие и убедительность образов, созданных Александром Ведменским, если говорить об актёрских работах). К каждому рассказу сделана видеоподводка в духе телевизионных новостных ретросюжетов начала ХХ века, соотносимых по содержанию и с реалиями нашего времени.

Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово» представил на фестивале передвижную выставку «А. П. Чехов. Линия жизни», осветившую основные периоды жизни и творчества писателя и драматурга: Таганрог, Москва, Сахалин, Мелихово, Ялта. Очень яркий и увлечённый рассказ пресс-секретаря музея Юлии Балабановой позволил узнать посетителям выставки об истоках таланта писателя, его литературной и благотворительной деятельности, увлечениях, дружеских и творческих связях.

Для профессиональной аудитории были организованы мастер-классы по актёрскому искусству, которые блистательно провели актёры и режиссёры Игорь Яцко и Александр Коручеков, кинорежиссёр и сценарист Николай Лебедев.

Неизменный интерес публики вызывали и лекции заместителя директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по научной работе — руководителя Дома-музея А. П. Чехова в Москве Эрнеста Орлова с интригующим названием «Врут все: воспоминания об А. П. Чехове и метаморфозы современности».

Воспоминания — единственный источник нашего знания о том, как говорил Чехов, как смеялся, как общался с людьми, как работал, какие привычки ему были свойственны. Но воспоминание — это всегда реконструкция виденного ранее, всегда некий домысел, а иногда и вымысел. Огромный комплекс воспоминаний о Чехове, многие из которых стали появляться в печати сразу после смерти писателя, таит в себе удивительные противоречия.

О писателе размышляют разные люди, знавшие его в разные годы, видевшие в разных состояниях и настроениях, ценившие его при жизни или признавшие талант только после его смерти, одновременно влюблённые и завидовавшие… Мемуарные тексты в ходе лекции, тяготеющей к моноспектаклю, становились импульсом для размышлений о принципах чеховского творчества и тех потрясающих изменений, и внешних, и внутренних, на которые оказался способен молодой писатель.

«Сегодняшний образ Чехова — с многочисленными наслоениями мифологии и мифотворчества, чему виною приблизительность и относительность, а также нежелание наших современников доискаться до факта, — сильно искажён и упрощён. Но приближает ли нас к Чехову его частое присутствие на сцене и на экране? Помогает ли нам всё растущая литература о писателе? В этом каждый раз, в каждом городе, где проходил фестиваль, мы пытались разобраться вместе», — заметил Эрнест Орлов.

Фото предоставлены пресс-службой Академии Н.С. Михалкова

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!