Новости

Не каждый актёр может быть чтецом

24 апреля 2018

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

13 апреля 2018 года в Учебном театре Высшего театрального училища (института) имени Б. В. Щукина наградили лауреатов ХХI Межвузовского конкурса чтецких работ имени Я. М. Смоленского. В жюри конкурса этого года под председательством народного артиста СССР В. С. Ланового (ВТУ им. Б. В. Щукина) вошли известные педагоги и мастера художественного слова, представители ведущих театральных школ России Антонина Кузнецова (ГИТИС), Наталья Штода (ВТУ им. М. С. Щепкина), Марина Брусникина (Школа-студия МХАТ), Андрей Рогожин (ВГИК), а также заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнест Орлов и председатель Фонда конкурса имени Я. М. Смоленского Зоя Харитонова.

Традиционно конкурс включает мастер-классы по технике речи и методике работы с текстом, которые в этом году провели педагоги Щукинского института: Мария Оссовская, Софья Высоковская и Варвара Иванова. Из нескольких десятков талантливых молодых актёров из Москвы, Новосибирска, Ярославля, Казани, Екатеринбурга, Воронежа и Саратова жюри предстояло отобрать лишь шестерых лауреатов. 

Студенты и их педагоги выбирали для своих работ не только проверенную классику — произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. А. Булгакова, В. В. Набокова, но и редко звучащую прозу М. А. Кузмина, К. Г. Паустовского, Ф. А. Искандера, Ч. Т. Айтматова, стихи Д. Самойлова и Б. А. Ахмадулиной, а также современных авторов.

Большинством голосов члены жюри отдали первую премию Николая Самсонову (Школа-студия МХАТ), эмоционально представившему фрагмент романа В. В. Ерофеева «Москва — Петушки». Здесь сошлось всё: и меткость слова, и раскрепощённость жеста, и органичность…. На предыдущем конкурсе с «Бесами» Ф. М. Достоевского Николай занял второе место.

А в этом году вторую премию разделили Дмитрий Кондрашов (ВГИК) за блистательную ироничную работу по рассказу М. А. Кузмина «Платоническая Шарлотта» и Евгений Сыркин (Новосибирский государственный театральный институт) за яркое прочтение фрагмента из повести Б. Б. Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».

Третью премию получили Александр Фролов с «Сандро из Чегема» Ф.Искандера (ВТУ им. Б. В. Щукина), Владислав Добришин с отрывком из «Братьев Карамазовых» (ВТУ им. М. С. Щепкина) и Ангелина Поплавская, прочитавшая стихотворение Д. Самойлова «Чайная».

Дипломами конкурса были также отмечены Илья Рогов (ВТУ им. Б. В. Щукина) — А. А. Галич «Кадиш»; Александр Скиданов (ВТУ им. М. С. Щепкина) — Л. Н. Толстой «Война и мир»; Дмитрий Тополь (Ярославский государственный театральный институт) — П. В. Санаев «Похороните меня за плинтусом»; Юлия Дурнева (Московский государственный институт культуры) — Б. Л. Васильев «Жила-была Клавочка».

Решением председателя фонда конкурса Зои Харитоновой премии имени А. И. Генесина была удостоена Надежда Филиппова (Ярославский государственный театральный институт) за трогательное прочтение повести Ч. Т. Айтматова «Материнское поле».

13 апреля состоялся круглый стол с участниками конкурса, посвящённый его итогам. Доцент кафедры сценической речи Театрального института имени Б. В. Щукина Наталья Ковалёва и заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнест Орлов говорили о критериях оценки чтецких работ этого года.

«Результаты нынешнего конкурса показали интересную закономерность. В большинстве своём победителями оказались работы, основанные либо на современном литературном материале, либо на редко исполняемых фрагментах признанной классики, — призналась Наталья Ковалёва. — Но помимо выбора материала, очень важны интонация и жест как продолжение мысли, жизни, существования на сцене. А найти тонкую грань между обездвиженностью, скованностью и хаотичным полётом рук, удалось далеко не всем».

Эрнест Орлов отметил, что внимание к художественному слову соприродно не только актёру, но и филологу, музейщику: «Понятно, что любой конкурс — это рулетка, но есть объективные вещи, которые зависят от выбора материала, понимания этого материала и способности его донести до публики. Мы часто видим и слышим в наше время на сцене, даже профессиональной, абсолютное непонимание произносимого текста, неспособность услышать музыкальность слова. Тем приятнее увидеть благодаря конкурсу множество талантливых работ, сделанных с пониманием. Не каждый актёр может быть чтецом. Недостаточно сделать хороший этюд, чтецкая работа лежит в другом, хотя и смежном поле. Но когда совпадает материал, органика актёра, подача — это истинное счастье для зрителя».


Яков Михайлович Смоленский — советский актер и театральный педагог. Профессор и заведующий кафедрой речи Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина, действительный член Академии гуманитарных наук, автор школы сценической речи и художественного чтения, народный артист РСФСР.