Новости

Сотрудники Гослитмузея на III Самарской литературной биеннале

17 ноября 2017

Самарский литературный музей с 11 по 13 ноября провел III литературную биеннале #Возвращение_Максима, приуроченную к грядущему 150-летию писателя и драматурга М. Горького. Неординарное решение директора музея — Людмилы Савченко — позволило собраться вместе не только драматургам, режиссёрам и театроведам, но и музейным работникам, оказавшимся участниками Всероссийского фестиваля современной драматургии «Левановка», а также круглых столов и дискуссий о представлении русской литературы ХХ столетия музейными средствами.

Площадками фестиваля стала не только Музей-усадьба А. Н. Толстого, но и новое здание музея на Куйбышева, 113, которое ещё предстоит обживать, и галерея «Формограмма».

На пресс-конференции перед открытием биеннале заместитель директора Гослитмузея по научной работе Эрнест Орлов отметил: «Музей — это не собрание пыльных вещей, как продолжает думать какая-то часть нашего общества. Это современное пространство. Литературный музей — и Самарский музей не является здесь исключением — фиксирует и осмысляет не только прошлое, но и современность. Сейчас наступило такое время, когда нужно переосмысливать творчество и биографии писателей, зная факты, которые долгие годы замалчивались или просто были неизвестны. Мы можем создавать более полные образы литераторов только совместно: когда в одном русле работают и учёные, и музейщики, и люди театра. Нам хочется всесторонне исследовать и образ Горького, чтобы он не оставался забронзовевшим (эта тенденция уходит корнями в 1928 год). Это ведь уникальный случай. В 1928 году, когда Горький вернулся в Советский Союз, сразу же в Москве была создана посвящённая ему экспозиция, и Горький на ней был. С кем еще из писателей такое случалось? Тогда и стал создаваться тот образ, который сегодня мы хотели бы переплавить в образ живого человека».

Важная составляющая часть литературной биеннале — «Левановка» — фестиваль памяти тольяттинского драматурга Вадима Леванова, собирающий в Самаре его учеников и друзей. Первый фестиваль прошёл в 2013 году — это была идея театроведа Марии Сизовой, принимающей ныне участие в его организации и проведении. Кстати, на пресс-конференции книгоиздатель Вячеслав Смирнов представил сигнальный экземпляр двухтомного собрания сочинений Вадима Леванова.

Возможность вживую встретиться с представителями сегодняшней отечественной драматургии и обсудить с ними проблемы и вопросы современной литературы — незабываемый подарок для всех гостей биеннале.
В этом году зрители оценивали прочтение пьес Вадима Леванова «Настройщик» и «Шкаф» (режиссёр Игорь Катасонов, самарский «Уместный театр»). Студенты и выпускники самарской академии искусств и актер театра драмы Петр Жуйков прочитали пьесу Михаила Дурненкова «Утопия» (режиссер — Наталья Чичерина). А Юрий Клавдиев сам взялся озвучить свой свежий текст «Сказочный король» о Людвиге II. Его же пьесу «Я — пулемётчик» была представлена в экспериментальной постановке режиссера Михаила Смирнова и команды «Арт хаос company» (Санкт-Петербург).

Центральной темой двух дискуссий 12 ноября стало творчество Максима Горького в театральном воплощении. Своими наблюдениями о Горьком на сцене (в связи с этим вспомнили и о Чехове) и современном театре поделился драматург Михаил Дурненков: «У Чехова герои ходят в коробочке пространства вперед и назад, наматывая энергию отчаяния. Изменения в данном случае должны происходить не на сцене, а в зрительном зале. Чехов фиксирует процессы, происходящие в обществе, а Горький идёт дальше, предлагая решение социальных проблем. Он был автором манифестов, создателем героев, которые идут наперекор реальности».

Эрнест Орлов рассуждал о пародийности текстов Горького по отношению в чеховским пьесам, о диалогах, которые стремятся к монологизации, как у Чехова, так и у Горького.
«Состояние диалога не меняется ни у Чехова, ни у Горького. То же мы видим и в современных пьесах, — развил предложенную тему Михаил Дурненков. — В них коммуникативная драма. Это выглядит как диалог, но это разрезанные монологи. Каждый говорит свою правду. Интернет поддерживает такой вид общения, ведь чат — это ряд монологов».

Драматург рассуждал о «прикладной» функции театра, сравнивая его с плацебо: «Мы видим героя на сцене и чувствуем высвобождение внутренней энергии. Но только если происходит момент узнавания. Постдраматический театр только для тех, кто хочет работать в качестве зрителя. В противном случае публика будет возмущена происходящим на сцене».

Дискуссия «От новой драмы к Новой Драме» с участием театрального критика Кристины Матвиенко и драматурга и театроведа Натальи Скороход также была посвящена осмыслению современного восприятия творчества Горького.

«Музейное наследие бывает экспонатное и ресурсное, — отметила Наталья Скороход. — Пушкин — наследие экспонатное. Это „солнце русской поэзии“, и мы все им восхищаемся. А Горький — наследие ресурсное, поскольку по поводу него у нас не сформировано авторитетное мнение. Его еще не поместили на нужную полку на то место, с которым бы все согласились. Если в советское время его именем называли улицы, театры, площади и города, то после перестройки пошло обратное переименование. Яркая биография Горького вызывает сейчас больший интерес, чем его творчество. Это практически нечитаемый классик. В годы забвения он „выплывает“ за счет драматургии и театральных постановок».

Об образе Горького на современном этапе изучения его биографии и творчества и его литературной репутации говорили в третий день уже представители музеев России. Благодаря программе «Музейный десант» Благотворительного фонда Владимира Потанина у молодых сотрудников Самарского литературного музея появилась возможность не только поучаствовать в дискуссиях с коллегами, но и представить и обсудить свои проекты. И те, что уже успешно работают, как выставка «Воображаемая квартира Алексея Пешкова» (экскурсию по этому пространству для коллег провела ст. научный сотрудник Ольга Жиганова) и проект «Один день в роли сотрудника провинциальной газеты», представленный директором музея Людмилой Савченко, и только формирующийся: исследовательский проект «Максим Горький: очень люблю детей, много думаю о них» предложил к обсуждению заместитель директора по научной работе Глеб Чечевин.

Круглый стол «Литература ХХ века: актуальные смыслы в музейном представлении» был посвящён не только фигуре М. Горького, но общей для всех проблеме представления литературы ХХ века в музейной экспозиции. Сотрудники Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Эрнест Орлов и Марина Краснова выбрали в качестве объектов для размышления подготовленные ими выставки «Квартирный вопрос» (кураторы А. Э. Рудник, Э. Д. Орлов) и «Маяковский vs Булгаков» (кураторы А. Н. Селиванова, М. М. Краснова). О проблемах экспонирования литературы ХХ века на примере постоянной экспозиции «Дом русской литературы ХХ века» и о научной работе Государственного музея К. А. Федина (Саратов) рассказала Ирина Кабанова.

Марианна Гаврилова (Национальный музей Республики Татарстан, Казань) и Ирина Луцкая (Литературный музей имени М. Горького, Нижний Новгород) в этом же контексте представили проекты, приуроченные к юбилею писателя.

Дискуссия «М. Горький и писатели ХХ века в веке XXI» позволила на профессиональном уровне обсудить проблемы актуализации текстов «внепрограммных» писателей, вопросы репутации писателей и стереотипов, связанных с их образом и биографией.

Сотрудники музеев делились размышлениями о том, как повлияла «свобода слова», открытие новых источников, исследовательская работа на формирование образа писателя (в частности М. Горького); как работать с разноголосицей данных; о чём и как рассказывать посетителю; как вне музейного пространства можно привлекать новых посетителей и представлять биографию и творчество писателей.

В завершении Самарской литературной биеннале директор Самарского литературно-мемориального музея имени М. Горького поблагодарила всех коллег за плодотворную работу и оценила итоги #Возвращения_Максима: «Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького в последние годы активно работает с наследием писателя, возвращая его в культурное пространство города, делая его творчество актуальным и интересным. В рамках биеннале мы можем регулярно — раз в два года — встречаться с известными драматургами, режиссёрами, актёрами, историками литературы и музейными работниками, обсуждать актуальные вопросы литературы, театра и музееведения.

К сожалению, в городе не сохранился музей, посвященный творчеству Горького. Но мы постоянно обращаемся к созданным им текстам, помня о том, что он говорил: „Как писатель я родился в Самаре“. В нашем городе есть музей, театр, улица его имени. И нам хочется, чтобы личность Максима Горького вернулась в самарское культурное поле, это особенно важно в преддверии 150-летнего юбилея писателя».