Новости

Государственный литературный музей на Красной площади

5 июня 2017

4 июня на книжном фестивале «Красная площадь» прошел предпремьерный показ короткометражной версии фильма «В глазах — мечта» (Россия — Германия — Швейцария). Он создан при поддержке Государственного музея истории российской литературы им В. И. Даля. Фильм посвящен путешествию поэта Райнера Марии Рильке и Лу Андреас-Саломе в Россию в 1900 году. Эта картина является частью международного исследовательского и выставочного проекта «Рильке и Россия», в осуществление которого вносят свой вклад сразу несколько стран — Россия, Германия и Швейцария. Фильм идет на немецком языке с русскими субтитрами, в нем зрители могут увидеть дореволюционный и современный Санкт-Петербург, Москву, Казань, Новгород и другие города, где побывал поэт. Представлены в нём и фрагменты писем Рильке Пастернаку, Цветаевой, Толстому и другим крупнейшим писателям. По словам директора Гослитмузея Дмитрия Бака, в феврале 2018 года к выставке «Рильке и Россия», которая пройдет в Малом Манеже, будет выпущена русскоязычная версия этого фильма. Перед показом, на который собралось много зрителей, Дмитрий Бак рассказал о биографии Рильке и причинах его приезда в нашу страну, а режиссер Анастасия Александрова раскрыла некоторые секреты создания этого документального фильма. Вместе они подробно рассказали о международном проекте «Рильке и Россия», который реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства иностранных дел ФРГ, Общегерманского фонда культуры, компаний Bosch, Mangold Consulting и др. Художественным руководителем проекта является Томас Шмидт (НЛА), а за оформление и дизайн отвечает известное архитектурное бюро HG Merz (Берлин).

Все время работы фестиваля «Красная площадь» в шатре 13 «Художественная литература» на стенде Государственного литературного музея посетители могли приобрести книги, выпущенные в нашем издательстве, а на Детской площадке — посетить передвижную выставку, посвященную детской поэзии Владимира Маяковского. Кроме этого, они могли принять активное участие в ежедневных играх и мастер-классах, подготовленных студией «Сказка выходного дня». Среди них — возможность совершить кругосветное путешествие, нарисовать пейзаж, посетить салон XIX века, сочинить картину из стихов, сходить в зоопарк и совершить множество других увлекательных путешествий с помощью книг и своей фантазии.

Воскресным вечером на фестивале состоялась презентация книги Бориса Пастернака «Существованья ткань сквозная». В нее вошла переписка Б. Пастернака с его первой женой, художницей Евгенией Лурье. Ей принадлежат многие портреты Бориса Леонидовича. Специально для этого издания переписку родителей прокомментировал сын поэта Евгений Пастернак. «Эти письма частично уже публиковались в России, но сейчас эта книга стала библиографической редкостью. И в новое издание мы добавили недостающие послания Бориса Пастернака своей жене и полностью атрибутировали их», — сказала на презентации издатель Елена Шубина. Исследователь творчества Пастернака Анна Сергеева-Клятис уверена, что эта книга будет читаться как увлекательный роман, где есть и интриги, и душевные переживания, и неожиданные сюжетные повороты. Эти письма писались уже после расставания супругов и поэтому полны драматизма. В то же время Борис Пастернак в своих стихах пишет, что он по-прежнему любит Евгению, но обстоятельства их жизни сложились так трагично, что им пришлось расстаться. Писатель, ведущий научный сотрудник Гослитмузея (отдел «Дом-музей Б. Л. Пастернака») Наталья Громова говорила на вечере о важности этих писем для понимания судьбы и самого поэта, и его близких. Профессор Высшей школы экономики Константин Поливанов полагает, что в этих письмах виден живой Пастернак, который, постоянно рефлексируя, обнажает свою душу, и описывает все подробности их жизни с женой. Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, подводя некоторые итоги завязавшейся дискуссии, сказал о том, что в этой книге Борис Пастернак виден настоящим философом, который поднимается над обыденным и размышляет над «вечными» вопросами.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Голдман, Иван Бевз