Новости

Масштабная выставка к 150-летию Михаила Пришвина открылась на Зубовском, 15

2 февраля в Доме Любощинских — Вернадских прошло торжественное открытие выставки «Михаил Пришвин. Главная книга».

Выставка, приуроченная к 150-летию писателя, является итогом многолетнего исследования творчества Пришвина. Она представляет целостный взгляд на его творчество и жизнь. Широкой публике Пришвин известен как «певец природы» (характеристика, данная Максимом Горьким), как автор детских и охотничьих рассказов. Однако это лишь сотая часть пришвинского наследия. Выставка открывает нам неизвестного, неподцензурного Пришвина, показывая его жизнетворчество во всем многообразии. Кураторы выставки зав. отделом «Дом-музей М. М. Пришвина» Яна Гришина и к. ф. н. Олег Николаев определили название проекта как «провокативное», заставляющее гостей выставки задуматься над тем, какую книгу Пришвина можно назвать «главной». Сама ли это жизнь, пришвинские ли это дневники или ранняя мифологическая проза, а может быть, книга природы, которую Пришвин пристально изучал до последних дней?

Сам Пришвин главной своей книгой называл личный дневник, который он изо дня в день вёл с 1905 до 1954 года. Дневниковая тетрадь сопровождала писателя на охоте, в путешествиях. Он даже просил шить ему рабочие куртки с карманами точь-в-точь под размер дневника. Так естественным образом определился главный герой выставки — пришвинское письмо. Цитаты из его дневника сопровождают каждый раздел, позволяя нам приблизиться к особенностям творческого мышления Пришвина. Первый том «Дневников» вышел в 1991, а последний — восемнадцатый — в 2017 году. На выставке три подлинные тетради дневника демонстрируется впервые. Публикация многотомного собрания дневника Пришвина началась лишь в 1991 году, а последний — восемнадцатый — вышел в 2017-м. Помимо поразительных описаний, в дневниках мы обнаруживаем оригинального мыслителя, философски осмысляющего природу, человека, сущность творчества, исторические события.

Художник Анастасия Мохова разработала экспозиционный дизайн и графическое оформление выставки. В пространстве поделенной на две части выставки (первый зал посвящен биографии, второй — творчеству) мы узнаем также про Пришвина-агронома, Пришвина-охотника, Пришвина-этнографа и путешественника, Пришвина — любителя машин и, конечно, Пришвина-фотографа. Профессиональные фотографии Пришвина самых разных жанров от съёмок с Беломорканала до макрофотографий природы широко представлены в экспозиции. 

Основную часть предваряет детская тема, а завершает досуговая зона, где можно почитать произведения юбиляра и увидеть пришвинские сны глазами нейросети (такой бы эксперимент, несомненно, по мнению кураторов, проделал бы и сам Пришвин, живи он в наше время).

На открытие выставки пришли советник президента Владимир Ильич Толстой, директор
ИМЛИ РАН Вадим Владимирович Полонский, партнёры и друзья Гослитмузея, издатели произведений Пришвина и просто почитатели его творчества. Гости поделились своими размышлениями о месте Михаила Пришвина в русской литературе, а также об издательских планах и будущих открытиях, которые ждут читателя. Главным героем, конечно, и здесь стал пришвинский дневник, который, по мнению директора музея Дмитрия Бака, заставил переосмыслить роль Пришвина в русской литературе: «...Этот текст всё изменил в сознании читателей, не всё, но многое: и биография, и художественные произведения Михаила Михайловича, и пристрастия, и жизненные установки, и взгляды — все получило совершенно другое измерение». Пришвинский дневник не только открывает нам нового Пришвина, но и даёт ответы на многие вопросы об истории России, о чём в своей речи упомянул Владимир Толстой: «Михаил Михайлович отразил эпоху, он писал дневники прежде всего для себя, но прекрасно знал, что с ними будет знакомиться сначала узкий круг, а потом все те, кому интересно, как жила Россия эти годы. И поверьте: на многие вопросы пришвинские ответы вы точно найдете и, может быть, скорректируете свои какие-то представления о действительности». По мнению Полонского, Пришвин — воплощенное противоречие, загадка и провокация. Ему удалось, находясь на задворках советской литературной жизни, оказаться в центре, соединив в своём творчестве разные полюса тех эпох, в которые он жил: модернизм Серебряного века с неореализмом Горького, русское почвенничество с европейской натурфилософией. Его дневник Полонский назвал одной из величайших дневниковых книг XX века.

Лилия Рязанова, долгие годы заведовавшая Домом-музеем Пришвина, и нынешняя заведующая и куратор Яна Гришина отметили всё возрастающий у современной публики интерес к творчеству Пришвина. Гришина вместе с редактором издательства «Росток» Любовью Чикаровой рассказали о планах издать два пятитомника Пришвина, в одном из которых будут собраны избранные дневниковые записи, а во втором — произведения писателя. Издание пятитомника записей является исполнением воли писателя и станет той книгой, для которой, как писал сам юбиляр, «родился Михаил Пришвин». «У нас в издательстве выходят и книги, которые мы уже питаем из дневника Пришвина, так как это бездонный кладезь. В этих двух сериях мы вернём вас к Пришвину-мастеру, философу, необыкновенному мыслителю, и встреча вам предстоит прекрасная», — пообещала Чикарова.

В рамках выставки музей подготовил обзорные и кураторские экскурсии, а также интерактивные и тематические программы для всей семьи.

Текст: Эльвира Аблязина

Фото: Анастас Перушкин