Новости

Путь Мариэтты Шагинян: от мистики до книг о Ленине

28 марта 2022

Отдел: Музей Серебряного века

Открывая выставку «Мариэтта Шагинян и Серебряный век», приуроченную к 40-летию ее памяти, заведующий Домом-музеем В. Я. Брюсова Михаил Борисович Шапошников заметил, что в биографии этой удивительной женщины всегда присутствовала мистика. Во времена Серебряного века она писала модернистски стихи, выпустила сборник «Orientalia», была знакома с Ахматовой и многими другими поэтами той эпохи, а позже восприняла революцию 1917 года как религиозно-мистическое событие. И более того, в 1928 году даже опубликовала своеобразное литературное произведение — «роман-комплекс» «К и к», («Колдунья и коммунист»), объединивший разные жанры — «от поэмы до доклада».

Была Шагинян, по словам Шапошникова, и первооткрывателем многих тем в социалистической литературе. Например, она написала первый в Советской России производственный роман «Гидроцентраль», посвященный строительству Дзорагэс. Перевернула Мариэтта Сергеевна и представление советских людей о Ленине, узнав в архивах о еврейских и калмыцких корнях лидера большевиков. Долгие годы эту ее тетралогию «Семья Ульяновых» не издавали, а то, что все-таки успели выпустить, изымали из библиотек.

Шагинян была связана и с Валерием Брюсовым, поэтому очень символично показывать вещи и книги писательницы в его доме. Михаил Шапошников, предоставляя слово куратору выставки, ведущему научному сотруднику ГМИРЛИ имени В. И. Даля Монике Викторовны Орловой, подчеркнул, что «собрать такую выставку — это очень серьезная научная работа, гораздо более сложная, чем проекты, связанные с Серебряным веком, материалы к которому доступны и прямо сами ложатся тебе в руки».

Моника Викторовна на презентации напомнила гостям, что Шагинян была очень тесно связана с Арменией, поэтому на этой выставке пройдет еще много межмузейных интеллектуальных российско-армянских проектов. Она анонсировала также кураторские экскурсии и лекции, посвященные, например, любовным страстям Мариэтты Шагинян.

«Отразить всю громадную творческую жизнь Мариэтты Шагинян в одном зале просто невозможно, — сказала Моника Орлова. — Поэтому для меня своеобразный занавес, разделяющий нашу выставку на две части, символизирует огромную „газету“, в которой вышли десятки журналистских репортажей Мариэтты Сергеевны. При работе над этой выставкой я много времени уделила непростым взаимоотношениям Шагинян с Брюсовым, даже специально беседовала с внучкой писательницы, которая сказала, что имя Брюсова у них в семье вообще старались не произносить, так как Мариэтта Сергеевна и Валерий Яковлевич, видимо, существовали в разных интеллектуальных мирах. Более того есть запись, где Шагинян пишет о Брюсове: он меня терпеть не может! Так что вы понимаете, наверное, в какой коннотации делалась эта выставка».

Конечно, по словам куратора, на этой выставке далеко не все оказалось возможным охватить. Так, например, обойдена очень обширная тема «Мариэтта Шагинян и шахматы». Но это сделано намеренно, потому что иначе не хватило бы места на другие моменты ее жизни. А сама выставка выстроена как линия судьбы знаменитой писательницы. Здесь поэтапно прослежены творческие связи Мариэтты Сергеевны с эпохой Серебряного века, показано, например, чем отличается эстетика 1920-х годов от более поздних канонов. Потом плавный переход к 1930-м, времени путешествия Мариэтты Шагинян в Армению, где и был написан ее уже упомянутый роман «Гидроцентраль». Шагинян, несмотря на неподходящие природные условия, буквально рискуя своей жизнью, покоряла крутые горные вершины. Раскрывается в экспозиции и тема Первого съезда советских писателей: посетители смогут оценить оригинальный портрет Шагинян, участницы этого съезда. Представлены фотографии 1940-х годов, где писательница запечатлена в танкистском шлеме около лошади. По словам М. Орловой, Мариэтта Сергеевна прекрасно ездила верхом, а во время войны в эвакуации писала журналистские материалы о танкистах. Именно тогда она более двухсот раз выступила по радио и написала десятки статей. Отражены на выставке и другие периоды жизни писательницы, в том числе представлены многочисленные шаржи на нее, материалы, связанные с юбилейными датами, которые, между прочим, становились для Шагинян одним из поводов активно отстаивать свое право на неподцензурное исследование биографии Ленина.

 А заканчивается выставка фотографиями, отражающими празднование 90-летие писательницы, когда Андрей Вознесенский назвал ее «шаровой молнией русской литературы». На том памятном вечере он, отнюдь не шутя, говорил, что имя Мариэтты Шагинян стоит в одном ряду с Цветаевой, Волошиным, Ахматовой и что многие научные институты должны были бы бороться за право носить это имя, также как в античности греческие города сражались за право носить имя Гомера.

Заместитель директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по экспозиционно-выставочной деятельности Наталья Васильевна Папанова напомнила о том, что в наше непростое время каждый должен заниматься своим делом: врач лечить, учитель учить, а музейщики готовить для посетителей новые выставки, проводить экскурсии и лекции. Очень важно по ее словам, именно сейчас посетителям окунутся в насыщенный музейный мир, получить заряд интеллектуальной энергии. Нынешняя экспозиция, посвященная Шагинян, по словам Н. Папановой, получилась очень яркой, великолепно оформленной и насыщенной смыслами, как, впрочем, и всегда бывает в Музее Серебряного века.

В завершении вернисажа М. Б. Шапошников прочел стихотворение Шагинян «Полнолунье», о котором В.В. так высказался в рецензии на сборник «Orientalia»: «Что это за канальственный „чебрец“ растет на Кавказе, от которого не только девы, но и стихи их становятся так душисты, что не в марте бы месяце их читать…»

Кто б ты ни был — заходи, прохожий.
Смутен вечер, сладок запах нарда…
Для тебя давно покрыто ложе
Золотистой шкурой леопарда,

Для тебя давно таят кувшины
Драгоценный сок, желтей топаза,
Что добыт из солнечной долины,
Из садов горячего Шираза.

Розовеют тусклые гранаты,
Ломти дыни ароматно вялы;
Нежный персик, смуглый и усатый,
Притаился в вазе, запоздалый.

Я ремни спустила у сандалий,
Я лениво расстегнула пояс…
Ах, давно глаза читать устали,
Лжет Коран, лукавит Аверроэс!

Поспеши… круглится лик Селены;
Кто б ты ни был — будешь господином.
Жарок рот мой, грудь белее пены,
Пахнут руки чебрецом и тмином.

Днем чебрец на солнце я сушила,
Тмин сбирала, в час поднявшись ранний.
В эту ночь — от Каспия до Нила —
Девы нет меня благоуханней!

1911

Текст: Константин Чупринин

Фото: Анастас Перушкин