Новости

Киночеховиана Андрея Селиванова

26 февраля в центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля на Зубовском бульваре, 15 прошёл творческий вечер театрального и кинорежиссёра Андрея Селиванова и предпремьерный показ его киноальманаха «Обрывки», снятого по рассказам и повестям А. П. Чехова и состоящего из четырёх новелл — «Смерть тапёра», «Мытарь», «Содержанка» и «Харон». Две из них впервые были показаны широкой публике в 2017 и 2018 годах в отделе ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей А. П. Чехова». Полностью же цикл был представлен в рамках мероприятий экспозиции «Чеховская Москва» в Доходном доме Любощинских — Вернадских.

Ведущий вечера Эрнест Орлов отметил, что первоначальный замысел режиссёра возник из совместного обсуждения деталей путешествия Чехова на Сахалин и на Восток, поэтому каторжная тема так или иначе появляется в «Обрывках». Однако драматургия чеховской жизни и в особенности само путешествие всё ещё ждёт своего воплощения в кино.

Работа над частями этой тетралогии шла пять лет, без какой-либо поддержки государства, в основном на собственные средства режиссёра. Все актёры, задействованные в съёмках киноальманаха, также снимались без гонорара, почитая за честь работать с чеховским материалом. Для них, как и для съёмочной группы, по признанию режиссёра, приобщение к языку А. П. Чехова и его героев было очевидным отдохновением от суеты сегодняшнего мира.

При всей тематической разности избранных для киновоплощения прозаических произведений их, безусловно, объединяет сосредоточенное внимание к неоднозначности, переменчивости человеческой натуры, способной как на неожиданное предательство, так и на искреннее сострадание и на жертвенную любовь. Кстати, лики любви, пусть явленной и в общехристианском смысле, — тоже одна из тем, объединяющих эти новеллы.

В обcуждении киноальманаха приняли участие члены Чеховской комиссии РАН: биограф чеховской семьи Алевтина Кузичева и историк театра Елена Стрельцова. Первая, оценив «Обрывки» как безусловно талантливую работу, обратила внимание на редкий в наше время интерес режиссёра к достоверности деталей, к истории создания писателем его рассказов и повестей разных лет, а главное — к личности автора.

Текст: Лев Невский

Фото: Анастас Перушкин