Новости

О литературных салонах и кружках Серебряного века рассказала Моника Орлова

20 октября 2015

«Мы были музыкой во льду...»

История литературы – это еще и история чтения,  потому что книга обретает дополнительный  смысл, попадая в руки «человека читающего». К нему же обращена и выставка «Россия читающая»,  которую  ГЛМ до 15 ноября проводит в залах Государственного музея А.С. Пушкина, чередуя лекции, экскурсии, игровые мастер-классы для детей и их родителей с другими проектами.

Так, в минувшую субботу заведующая экспозицией Музея Серебряного века, кандидат филологических наук Моника Орлова рассказывала о кружках, салонах и литературных обществах Серебряного века. Слушатели удобно разместились в зале «Среда чтения», где стоят знакомые всем сиденья вагонов электрички или метро – ведь современный вечно спешащий человек именно там чаще всего и читает.

Серебряный век, по мнению лектора, нельзя представить без петербургского литературного салона Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, где Александр Блок, Андрей Белый, Василий Розанов и другие крупнейшие поэты и писатели не только проводили время в дружеском общении, но и узнавали последние новости, обсуждали актуальные проблемы литературы, политики, философии, читали свои новые произведения. В Москве большую роль играли так называемые «среды» Валерия Брюсова. Туда приходили преимущественно молодые поэты, стихи которых Валерий Яковлевич разбирал и критиковал. Впрочем, в гости в дом на Первой Мещанской (ныне проспект Мира) часто заглядывали Константин Бальмонт, Андрей Белый и другие прославленные арбитры настоящего литературного вкуса и моды.

Не меньший след в истории литературы оставила знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова, где стихи и доклады звучали буквально «под звездами», на крыше дома по Таврической улице в Петербурге. Николай Гумилев в том же Петербурге собирал свой «Цех поэтов», чтобы не только вместе с Ахматовой и Мандельштамом вырабатывать стратегические принципы акмеизма, но и, подобно Валерию Брюсову, преподавать молодым в ту пору литераторам основы стихосложения. Это, как подчеркивалось в лекции, была настоящая школа мастерства, которую прошли и Георгий Иванов и Ирина Одоевцева, Георгий Адамович и Михаил Лозинский, прежде чем стать зрелыми поэтами.

Особое внимание Моника Орлова уделила петербургскому ночному кабаре «Бродячая собака». Там проходили творческие встречи, спектакли, юбилейные чествования, собиравшие весь цвет Серебряного века. Причем, как вспоминают мемуаристы, Анна Ахматова и Осип Мандельштам, Игорь Северянин и Саша Черный не только читали свои стихи, но, случалось, писали их своеобразной в атмосфере, которую удачно передает карикатурная картина художника С. Полякова, представленная ныне в Доме-музее В.Я. Брюсова в Москве. Культовое значение «Бродячей собаки» было столь велико, что позже на ее месте открылось кафе «Привал комедиантов», да и сегодня восстановленное арт-кафе «Бродячая собака» пользуется в городе на Неве немалым успехом.

Для финала Моника Орлова приберегла рассказ о Владимире Маяковском, Давиде Бурлюке, Василии Каменском и других поэтах-футуристах, проводивших свои шумные, а зачастую и скандальные собрания не только в самых разных местах обеих столиц, но и в других городах обширной Российской империи.