+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Документальный роман о Георгии Эфроне представили в цикле «Книжный TALK»

Документальный роман о Георгии Эфроне представили в цикле «Книжный TALK»

10 декабря 2021 г.

Отдел: Дом Любощинских — Вернадских

6 декабря в Доходном доме Любощинских — Вернадских в рамках совместного проекта «Редакции Елены Шубиной» и ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Книжный TALK» состоялась презентация книги Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве».

Директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Бак напомнил собравшимся, что проект «Книжный TALK» посвящен обсуждению новинок прозы в жанре non-fiction, научных и художественных изданий, и отметил, что новая книга Сергея Белякова, которая носит подзаголовок «документальный роман», сочетает в себе все эти жанры.

Автор представил свой многолетний труд и рассказал, что не умеет выдумывать, всегда пишет только на основе изученных архивных материалов. Беляков признался, что, прочитав дневники сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона, больше известного под домашним именем Мур, ему сразу пришла идея сделать его главным героем своей новой работы. Писателя заинтересовала двойная жизнь Эфрона, «чужестранца», попавшего в советскую Россию. Другим персонажем книги стал друг Эфрона Митя Сеземан (сын философа Василия Сеземана и Нины Насоновой, дочери академика).

Действие этого «романа без вранья» происходит в Москве 1930-х годов, куда Цветаева вместе с сыном возвращается из Парижа. По словам Сергея Белякова, в отличие от других его книг, в этом исследовании не изучается определенная научная проблема, а представлена вся короткая жизнь главного героя.

Дмитрий Бак в ходе обсуждения заметил, что Сергею Белякову удалось написать эту семейную историю так, что Марина Цветаева не затмила собой своего сына. Другой немаловажный факт, по словам директора музея, это создание в романе особенной документальной атмосферы времени, позволяющей видеть его и «темные», и «светлые» стороны. Например, читатели узнают из книги, как Эфрон «кутил», ел дорогие деликатесы и многочисленные пирожные, ходил в Большой театр, хотя время было не самое радостное. Издатель Елена Шубина подчеркнула на презентации, что особенно ярко в романе показана повседневная жизнь предвоенной Москвы, что делает издание своеобразным путеводителем по столице.

Писатель, историк литературы, ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ имени В. И. Даля Наталья Громова поблагодарила Сергея Белякова за огромную проделанную работу и рассказала о своих встречах с пятью людьми, которые лично знали Эфрона. Одна из них — Мария Иосифовна Белкина, герой многих книг Натальи Громовой. Белкина вспоминала, как в свои 90 лет уже только из дневников Мура узнала, что он был влюблен в нее, хотя между ними была очень большая разница в возрасте. А Лидия Либединская после прочтения дневников Эфрона была как громом поражена: она не могла понять, как не смогла разглядеть в нем такого одаренного, яркого, мудрого человека. Он ей казался обычным подростком, невероятно красивым, но просто не успевшим ничего сделать в своей жизни.

Гостями презентации стали представители Мемориального дома-музея Марины Цветаевой в Болшеве (г. Королев), которые отметили масштаб проведенной работы с источниками, при этом указав автору на некоторые неточности, допущенных в книге. А один из гостей, знаток истории футбола, поспорил с Сергеем Беляковым насчет взаимоотношений Георгия Эфрона с этим видом спорта.

Так что презентация превратилась еще и в дискуссию, участники которой, тем не менее, оценили глубокую исследовательскую и одновременно яркую писательскую работу Сергея Белякова.

Текст: Константин Чупринин

Фото: Иван Бевз

Возврат к списку



Некий текст, поясняющий к чему приводит покупка билета, какие права это дает покупателю и какие обязанности накладывает.

Покупка билета - взвешенное и ответственное решение. Не сбухты-барахы. Особенно в наше сложное время.

Подумайти хорошенько!

Перейти по ссылке, если, несмотря ни на что, Вы решили купить билет.