Новости

Оттепель: в театре «Современник» состоялась «лекция на два голоса»

10 августа 2020

5 августа в театре «Современник» в рамках финального дня первой сессии лаборатории «Семь» прошла лекция доктора филологических наук, профессора, главного редактора журнала «Знамя» Сергея Чупринина, посвященная эпохе хрущевской оттепели. Поводом к разговору стала недавно вышедшая книга «Оттепель: события. Март 1953 – август 1968», где по документам, дневникам и письмам современников воссоздана картина движения культуры в это притягательное своей динамикой и очень непростое время.

В легкой, непринужденной, почти домашней обстановке автор книги говорил не только о литературе, но, прежде всего, пытался обрисовать стиль эпохи, радикально обновившей и умонастроение тогдашних жителей СССР, и образ их жизни. Лектору важно было отметить, что это обновление шло в каждодневной, изматывающей борьбе как с власть предержащими, так и с агрессивно-послушным большинством населения, не хотевшим и боявшимся любых перемен. Подчеркнув, что история всегда многовариантна, говорил Сергей Чупринин и об истории театра «Современник»: ведь его развитие также могло пойти разными путями. Например, главным режиссером театра собирались назначить Г. А. Товстоногова, и он даже успел «разгромить» спектакль «Матросская тишина», поставленный молодыми студийцами. А мог бы стать художественным руководителем и другой выдающийся режиссер А. В. Эфрос, что тоже бы навсегда изменило судьбу «Современника». Но случилось то, что случилось, и театр много славных лет провел под руководством Олега Ефремова, а затем Галины Волчек.

Оппонентом лектора на вечере выступил директор Государственного музея истории русской литературы имени В. И. Даля, профессор Школы-студии МХАТ Д. П. Бак. Он напомнил, что понятие «оттепель» не принадлежит только определенному историческому периоду, а раз за разом повторяется в истории России со времен Екатерины Великой, да к тому же «оттепели» как пора максимального общественного возбуждения случались и в жизни других стран. Очень важно понимать, говорил Бак, что титульные герои того времени – Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Аксенов – несли свободу в рамках определенной идеологии, тогда как настоящими Прометеями и по-настоящему свободными творцами нужно назвать Генриха Сапгира, Всеволода Некрасова и других «лианозовцев», которым «в падлу» было печататься, и они творили в подполье, выставляя свои картины и читая стихи на квартирах друг друга. По мнению Бака, поэзия вообще не должна превращаться в эстраду и читаться на стадионах, как это было в то время, она просит тишины.

Захватив с собою раритетные издания Эренбурга, Гладилина, Вознесенского из своей домашней библиотеки, Дмитрий Бак то и дело легко перебрасывался с Сергеем Чуприниным поэтическими строчками, и если какие-то из них без труда опознавались и подхватывались слушателями, то другие становились для них настоящим открытием.

Послушать знатоков оттепельной культуры собралась в этот раз аудитория очень квалифицированная. Это выпускники и студенты Школы-студии МХАТ, молодые драматурги, еще только намеревающиеся написать об этой эпохе, и популярные актеры театра «Современник» Ольга Дроздова, Александр Рапопорт, Никита Ефремов и многие другие. Все они задали выступающим очень много интересных вопросов, так что «лекция на два голоса» превратилась в итоге в увлекательную дискуссию.   

Текст: Константин Чупринин

Фото: Даниил Примак