Новости

О превратностях судьбы «черного Пьеро» поведал «Литсубботник»

17 августа 2015

О превратностях полета одной из самых ярких звезд начала ХХ века, создателя изысканного жанра «ариетток», прообраза авторской песни, о маске и фраке «черного Пьеро» и прочих увлекательных подробностях богемной жизни Серебряного века гостям второго «Литературного субботника» поведал талантливый рассказчик, знаток, влюбленный в эту эпоху – заведующий Музеем Серебряного века Государственного литературного музея Михаил Шапошников.

Над летним кинотеатром сгущались тучи, но гостей это не пугало, наоборот, народ все подтягивался. В конце лекции Михаил Шапошников проэкзаменовал слушателей по новому материалу. Самые внимательные получили билеты на выставку «Россия читающая» и музейные сувениры.

Публикуем отрывок из его лекции:
«…Тогда он начал сочинять песенки – «ариеттки», как он их называл, – и в какой-то момент придумал свой сценический образ. Вертинский вышел на сцену в костюме белого Пьеро. Тогда было невероятное увлечение поэзией Блока, Вертинский сам говорил, что мировоззрение в ту пору у него было очень блоковское. Александр еще боялся публики, белый грим помогал ему с ней общаться, создавал некий барьер. Надо сказать, что в то время символисты очень любили надевать маски, и даже такой известный поэт и писатель Серебряного века, как Андрей Белый, иногда выходил на улицу в маске.

Вертинский вышел на сцену и стал петь свои жеманные ариеттки, которые очень нравились публике. Потом он писал, что «не осознавая того сам, шел путем абсолютного новаторства». Да, были великие певцы: Собинов, Шаляпин… Но они пели романсы, которые больше никого не брали за душу, поскольку безнадежно устарели. А в его ариеттках были истории из жизни маленьких людей – мгновенные кадры из кино, которое тогда только начиналось.

Одна из первых ролей Вертинского в кино – ангел. Он должен был спрыгнуть со второго этажа в сугроб и пойти дальше, обнаженный, с бутафорскими крыльями. Старушка, встретившая его на улице, запричитала: «Что ж они с тобой бедненьким сделали? Ограбили и голое дитё в снег бросили». Её никто не стал переубеждать…»

В следующую субботу, 22 августа, в 12.00 о дачной теме в жизни Пастернака расскажет Ирина Ерисанова, заведующая Домом-музеем Б.Л. Пастернака. Современники называли писателя, кто презрительно, кто с восторгом, «дачником». Он и был им – в смысле «жизни на отшибе». С этим периодом затворничества связаны три важных события, определивших судьбу поэта. Какие именно – узнаете из лекции.

Не забывайте регистрироваться на TimePad