Новости

С Ульрихом Раульффом – по выставке «Россия читающая»

3 июля 2015

3 июля для профессора Ульриха Раульффа экскурсию по выставке «Россия читающая» провел директор Государственного литературного музея Д.П. Бак с участием А.Э. Рудник, заведующей Домом И.С. Остроухова, и М.Б. Шапошникова, заведующего Музеем Серебряного века.

Эта выставка – главная для Литмузея в нынешнем году. Тематически она пересекается с разговором, состоявшимся накануне, – об архиве и о культуре чтения. Для выставочной практики Москвы она устроена нетипично, даже революционно. Концептуально «Россия читающая» продолжает прошлогоднюю юбилейную выставку ГЛМ «Литературный музей: воспоминание о будущем». Как и в прошлом году, создатели выставки ушли от очевидной и банальной хронологической организации экспозиционного пространства. Блоки выставки – разные аспекты чтения, рассмотренные сразу на материале пяти столетий. Феномен чтения включен в разные смысловые ряды: технологии изготовления носителей, книгоиздание и экономика, антропология чтения, чтение как профессия и др.

Первая витрина, где экспонируются первопечатные книги Ивана Федорова, посвящена именно технической стороне: чтение как общественный институт появляется только тогда, когда появляется возможность тиражирования, создания массового продукта. Ранее чтение было уделом очень и очень немногих.

Представлены наиболее узнаваемые издания и книжные серии, а также каталоги этих серий: от альманаха А.Ф. Смирдина «Новоселье», выходившего в 1830-е гг., до книг из «Библиотеки поэта», «Литературных памятников», «Классиков и современников», от элитных изданий, сопровождаемых научным аппаратом, к массовым.

Другая витрина рассказывает об интересе читателя к внешнему облику писателя, к писателю как к реальному человеку. Здесь изображения русских писателей от легендарного Баяна к Симеону Полоцкому, от Тредиаковского к коллекционным карточкам с портретами писателей середины XIX века, а от них – к советским карикатурам.

Один из разделов выставки посвящен читающим героям: здесь Татьяна, изучающая библиотеку Онегина, Базаров, читающий ученых-позитивистов, герой поэмы «Москва-Петушки» Веничка, совмещающий употребление немыслимых алкогольных коктейлей и чтение высокой литературы.

В центре экспозиционного зала находится витрина альманахов и толстых журналов, доминировавших в русской культурной жизни около ста пятидесяти лет – от Пушкина до 1980-90-х гг.

Внимание профессора Раульффа привлек раздел, посвященный читательской письменности, читательским дневникам школьников, «народному книгоизданию» – книгам, проиллюстрированным или вновь написанным родителями для своих детей. Посещение «России читающей» познакомило профессора Раульффа со спецификой концептуальных выставок ГЛМ.

Маргарита Здорик