Новости

Творческий вечер Юрия Роста

23 декабря 2018

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

13 декабря в Доме-музее А. И. Герцена прошел творческий вечер журналиста, фотографа, писателя, поэта и удивительного рассказчика Юрия Роста. Его произведения — союз журналистики и фотографии, текста и изображения. В кадре — миг, за кадром — история, судьба, жизнь.

Вот Алиса Фрейндлих в своей гримерной. «Тут была литературная задумка, такая «Алиса в зазеркалье», — шутит Юрий Рост. А это Евгений Мравинский у дирижерского пульта. «Он очень готично старел», — замечает Юрий Рост, рассказывая, с каким трудом удалось завоевать доверие и поймать в кадр ненавидевшего фотографироваться маэстро. Галина Уланова на сцене Большого театра, но не в пачке, не в момент изысканного балетного па, а в каком-то совершенно обычном свитере, вполоборота к камере. Именно этот непарадный снимок было решено повесить в Большом театре, когда пришла скорбная весть о смерти великой балерины. А вот Белла Ахмадулина в шляпке, «хрупкая, нежная и тревожная».

Но на снимках не только легко узнаваемые лица. Десять мужчин выстроились плечо к плечу, стараясь уместиться в тесный кадр. «Это десять родных братьев Лысенко, — поясняет Юрий Рост. — Их мать Евдокия Даниловна потеряла мужа перед войной, провожала сыновей на фронт одна с семью дочками. Ушли все десять: Хтодось, Петро, Иван, Василь, Михайло, Степан, Николай, Павло, Андрей и Александр. И все десять вернулись с войны. Кто-то без глаза, без ноги, без руки. Но все десять вернулись». Снимок был опубликован, а рассказ, сопровождающий его, заканчивался фразой «хорошо бы поставить памятник этой женщине, тем более что роста она была маленького, и бронзы на нее уйдет немного». «Такой красивый финал, — рассказывает Юрий Рост. — Проходит неделя, приходит мне письмо из Днепровского механического завода. Фамилия директора Стромцов, сам воевавший дядька, совершенно чудесный, и он мне пишет: «Да, давайте поставим ей памятник, бронзу мы найдем на заводе, соберем деньги, литейка есть». Вот и фотография с открытия памятника Евдокии Данииловне Лысенко. Только братьев уже девять.

«Групповой портрет на фоне века», «Групповой портрет на фоне мира» — названия книг Юрия Роста, а точнее — шикарных фотоальбомов, бестселлеров, на протяжении нескольких лет пользующихся читательским интересом. Меняется фон (место и время), но главное — портрет. В центре внимания — человек и его жизнь, оставшаяся за пределами фотоснимка.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман