Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  На площадках ГЛМ
  4.  Творческий вечер Юрия Роста

Творческий вечер Юрия Роста

23 Декабря 2018 г.

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

13 декабря в Доме-музее А. И. Герцена прошел творческий вечер журналиста, фотографа, писателя, поэта и удивительного рассказчика Юрия Роста. Его произведения — союз журналистики и фотографии, текста и изображения. В кадре — миг, за кадром — история, судьба, жизнь.

Вот Алиса Фрейндлих в своей гримерной. «Тут была литературная задумка, такая «Алиса в зазеркалье», — шутит Юрий Рост. А это Евгений Мравинский у дирижерского пульта. «Он очень готично старел», — замечает Юрий Рост, рассказывая, с каким трудом удалось завоевать доверие и поймать в кадр ненавидевшего фотографироваться маэстро. Галина Уланова на сцене Большого театра, но не в пачке, не в момент изысканного балетного па, а в каком-то совершенно обычном свитере, вполоборота к камере. Именно этот непарадный снимок было решено повесить в Большом театре, когда пришла скорбная весть о смерти великой балерины. А вот Белла Ахмадулина в шляпке, «хрупкая, нежная и тревожная».

Но на снимках не только легко узнаваемые лица. Десять мужчин выстроились плечо к плечу, стараясь уместиться в тесный кадр. «Это десять родных братьев Лысенко, — поясняет Юрий Рост. — Их мать Евдокия Даниловна потеряла мужа перед войной, провожала сыновей на фронт одна с семью дочками. Ушли все десять: Хтодось, Петро, Иван, Василь, Михайло, Степан, Николай, Павло, Андрей и Александр. И все десять вернулись с войны. Кто-то без глаза, без ноги, без руки. Но все десять вернулись». Снимок был опубликован, а рассказ, сопровождающий его, заканчивался фразой «хорошо бы поставить памятник этой женщине, тем более что роста она была маленького, и бронзы на нее уйдет немного». «Такой красивый финал, — рассказывает Юрий Рост. — Проходит неделя, приходит мне письмо из Днепровского механического завода. Фамилия директора Стромцов, сам воевавший дядька, совершенно чудесный, и он мне пишет: «Да, давайте поставим ей памятник, бронзу мы найдем на заводе, соберем деньги, литейка есть». Вот и фотография с открытия памятника Евдокии Данииловне Лысенко. Только братьев уже девять.

«Групповой портрет на фоне века», «Групповой портрет на фоне мира» — названия книг Юрия Роста, а точнее — шикарных фотоальбомов, бестселлеров, на протяжении нескольких лет пользующихся читательским интересом. Меняется фон (место и время), но главное — портрет. В центре внимания — человек и его жизнь, оставшаяся за пределами фотоснимка.

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман

Возврат к списку