Новости

«Нет пути, нет возврата в переулки Арбата». Вечер памяти Анны Наль

14 декабря 2018

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

6 декабря в Доме-музее А. И. Герцена прошел вечер памяти поэта и переводчика Анны Наль. Ведущий встречи — поэт, один из основателей жанра авторской песни в России, доктор геолого-минералогических наук, муж Анны Наль Александр Городницкий.

55 лет вместе. «Это была самая долгая и самая счастливая часть моей жизни», — признался Александр Моисеевич. Он рассказал, как в 1961 году во время своей командировки случайно столкнулся с Анной: «Пришел в какой-то московский дом, чтобы встретиться с Осей Бродским. Во время разговора мне под руку попалась машинописная стопка стихов. Начал читать — очень понравились. И вдруг в комнату входит фантастической красоты 19-летняя девочка. Ося говорит: „Вот и автор“. Девушка же с порога: „Как у вас тут накурено, мальчики. А пива нет?“. Я вскочил и помчался за пивом. Плохо помню, но Бродский рассказывал, что успел догнать меня на лестнице со словами: „Сашка, ты идиот! Тебе не стыдно? Ради какой-то девчонки!“ Москвы совсем не знал, но как-то дошел до арбатского гастронома. Купил пива».

Ранние стихи Анны Наль высоко ценил не только Александр Городницкий. Ей предрекали большое будущее Самойлов, Слуцкий, Светлов. Давид Самойлов писал: «Поэзия для Анны Наль — естественность речи. В такой речи человек иногда запинается. Запинается там, где не в силах найти точное слово, но не старается заменить его суррогатом смысла. Вместе с тем, речь Анны Наль — не просторечье, которым часто щеголяют поэты нашего времени. Это речь душевных состояний, чистая, ясная, но требующая для понимания ответного душевного усилия».

Давай попробуем начать
с простейшей заповеди сада:
расти, дышать и не смущать
ни птиц, ни пчёл и ни ограды.
«Анна была абсолютно лишена поэтических амбиций», — заметил Александр Городницкий. При жизни было напечатано только две небольшие книжечки. Гостям вечера был представлен третий сборник, вышедший, увы, уже посмертно в издательстве «Вита Нова» и составленный Александром Моисеевичем. «В ее стихах нет попсовой ясности», — заметила Антонина Искандер, пытаясь объяснить себе и гостям вечера, почему поэтическая слава обошла Анну Наль стороной. «Если судить по стихам, — добавила Антонина Михайловна — можно подумать, что она сумрачная затворница, но это совершенно не так. Она была преданным и открытым другом».

«Ее голос наполнен снежным звоном», — заметила ближайшая подруга Анны Лидия Графова, с улыбкой припомнив, как 3 марта 1972 года Городницкий и Наль решили, наконец, узаконить свои отношения, а по дороге в загс уже не трезвые Искандер и Самойлов давали молодоженам уроки семейной этики.

В этот вечер прозвучало много теплых и забавных воспоминаний об Анне Анатольевне. Наталья Олтаржевская рассказала, что долгие годы их связывала теплая соседская дружба. А началось все с просьбы Анны, обращенной к мужу Натальи, профессору, помочь дотащить шкаф (лифт в новом доме еще не работал). Совершенно случайно светило науки оказался в подъезде в каком-то затрапезном виде. Анна Наль, видимо, приняв его за рабочего, делающего ремонт в соседней квартире, попросила помочь, а после в знак признательности пригласила к столу: «Ну что, мужик, пойдем выпьем». «Вторым грузчиком, кстати, был Игорь Губерман», — с улыбкой добавил Александр Городницкий. «Анна была теплым, талантливым человеком. Она часто, даже уже тяжело болея, бывала в нашем музее, и с ее приходом все словно освещалось. Нам очень ее не хватает», — выступила заведующая Домом-музеем А. И. Герцена Ирена Желвакова.

Конечно, на вечере не обошлось без музыки. Наталья Приезжева исполнила несколько своих песен на стихи Анны Наль. В финале — «Чистые пруды», «Нет пути, нет возврата в переулки Арбата», «Геркулесовы столбы» и «Собачья площадка» в исполнении Александра Городницкого, — песни, посвященные Анне Наль.

Юлия Глотова