Новости
Тайнопись меж нотных строк. Музыка в Доме Чеховых
21 мая 2018
Отдел: Дом-музей А.П. Чехова
У каждого старого дома есть душа, голос и память. Голос чеховского дома в Кудрине, конечно же, — виолончельный.
В недавний вечер 17 мая долгожданными гостями цикла «Музыка в доме Чеховых» стали народная артистка России, профессор кафедры фортепиано Московской консерватории Татьяна Рубина и солист оркестра Музыкального театра
Мне доводилось слышать этих великолепных музыкантов в других залах. Но в чеховском измерении предполагалась особенная программа, которую Татьяна Рубина начала «Арабеской» Роберта Шумана. Сквозь дивное мелодическое кружево проступало очарование романтической любви и
Голос виолончели Григория Катца всегда завораживает красивым тембром, тёплой, глубокой проникновенностью, сочной многоцветностью. Удивительна внутренняя свобода этого музыканта, владеющего богатой интонационной нюансировкой. От пульсации задумчивой нежности в первой пьесе до бурлящего, искрящегося эмоционального шквала в третьей пьесе впечатление усиливается и становится дух захватывающим. Первоначально «Три фантастические пьесы» были задуманы Шуманом для кларнета, а не для виолончели. Несказанно ярче и богаче возможности виолончели. Да и кто будет спорить, что виолончель — инструмент, напрямую «подключённый» к сердцу.
Григорий Катц 15 лет служил в оркестре Вероники Дударовой, потом 25 лет в оркестре Павла Когана. Он из породы музыкантов — чувственных интеллектуалов. Из тех, кому есть о чём поведать миру. Увлечённый исследователь истории виолончельного искусства, подвижник и популяризатор наследия веков, Григорий Борисович Катц за годы своей профессиональной работы нередко находил произведения, незаслуженно забытые, почти неисполняемые. И такие находки, затерянные в пластах столетий, сродни улову искателей жемчуга.
Совсем недавно в обширном репертуаре Татьяны Рубиной появились «Детские сцены» Р. Шумана, и можно посчитать премьерным их исполнение на вечере в Чеховском доме. Это было так пленительно и ново! Надо обладать
Более полувека назад
Вспоминается, правда, единичное: произведения Шумана были в программе консерваторских концертов близкого друга Чеховых виолончелиста
А Шопен в программе майского музыкального вечера в Кудрине, конечно же, был. Но то был совершенно особенный — виолончельный Шопен. Его Этюд № 7, соч. 25 в транскрипции
Музыка претворялась то в мечту, то в отчаянное разочарование, то в надежду, то в щемящую грусть. Виолончель Григория Катца как будто с чеховской простотой и сочувственной задушевностью утешала и поддерживала: дескать, обретения и утраты всегда идут рука об руку, а мечта — потому и мечта, что она недостижима…
С первых фраз «Размышления» (соч. 72, № 5) душа возносилась в поднебесье, воспаряла в грёзах о лучшем и трепетала в облаках благости, в упоении возвышенной красотой. «Размышление» исполнялось в переложении для виолончели, которое сделал учитель Григория Катца — профессор Александр Кондратьевич Власов, лауреат второй премии Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов 1937 года в Москве.
Благодаря таким музыкантам, как Татьяна Рубина, происходит чудо прямого общения с композитором, оставшимся бессмертным на нотном стане. терпеливо ожидающим, когда его озвучат. И каждый тон композитора расшифровывается ею без оглядки на традиции и шаблоны.
Зазвучала бетховенская Соната № 17 в исполнении Татьяны Рубиной. Эта Соната ре минор, как определил Р. Роллан, «представляет один из наиболее поразительных у Бетховена примеров прямой речи в музыке. Это он, он сам!».
Самым первым учителем Татьяны Рубиной была мама — выпускница Московской консерватории. В семь лет Татьяна поступила в Центральную музыкальную школу при консерватории, уже первоклассницей она дебютировала в Малом зале консерватории с концертом Й. Гайдна для фортепиано с оркестром ре мажор. А в Московской консерватории Татьяна Рубина училась в классе легендарного
Концертная деятельность Татьяны Рубиной началась уже в студенческие годы. Когда она получила I премию за исполнение Четвёртого концерта Людвига ван Бетховена для фортепиано с оркестром, ей была предоставлена возможность выступить в Большом зале консерватории. В студенческие годы Татьяну Рубину услышал Арам Ильич Хачатурян и пригласил в свои авторские программы. В творческой биографии народной артистки России многочисленные международные фестивали и сольные концерты во всех крупных городах России, Германии, Франции, Португалии, Израиля. Начиная с IV Международного конкурса имени
Марина Оболенская
Фото: © Дмитрий Чиганчиков